г. Ростов-на-Дону
13 декабря 2025 05:38:54
79.73
93.56

Учителя истории из Ростовской области и новых регионов обсудили вопросы преподавания истории

В Южном федеральном университете прошел научно-практический форум «Актуальные вопросы формирования преемственности исторического образования и исторического просвещения: от школьного к послевузовскому уровню образования». Его участниками стали учителя истории и обществознания, которые обсудили вопросы и проблемы преподавания истории на всех этапах образования — от начальной школы до послевузовского обучения.
Учителя истории из Ростовской области и новых регионов обсудили вопросы преподавания истории Ректор ЮФУ Инна Шевченко.
Учителя истории из Ростовской области и новых регионов обсудили вопросы преподавания истории Председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по образованию, науке, культуре и информационной политике Светлана Мананкина.
Учителя истории из Ростовской области и новых регионов обсудили вопросы преподавания истории Член комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова.
Учителя истории из Ростовской области и новых регионов обсудили вопросы преподавания истории

Организаторами форума выступили ЮФУ и Законодательное Собрание Ростовской области. Ректор университета Инна Шевченко отметила, что знание истории необходимо для культурного развития образованного человека и для сохранения российской идентичности.

— Роль университета в сохранении исторической памяти — это роль исследовательского и методологического центра, который ведет междисциплинарные проекты, объединяющие области знания истории, культурологии, философии и других гуманитарных наук, — подчеркнула г-жа Шевченко. — В нашем деле важна как общая централизованная работа лучших экспертов страны, которые могут написать единый учебник, составить единую методику преподавания, так и работа на местах, ведь в преподавание истории важно внедрять региональный компонент вплоть до истории отдельных населенных пунктов.

Наиболее важным вопросом, на который может ответить только академическое сообщество, ректор назвала включение в историческое образование событий современности. Член комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова добавила, что школьники активно включаются в проекты, направленные на сохранение исторической памяти, если учителям удается объяснить им важность таких инициатив.

— Историческая память должна базироваться также и на глубоком научном исследовании, — отметила руководитель Центра исторической памяти при президенте России Елена Малышева. — Смысловое содержание всех ценностных ориентиров и ключевых приоритетов должно составлять именно академические знание. Это делает историческую память социально ответственной и устойчивой к внешним деструктивным вызовам.

Руководитель Центра экспертизы в образовании Российской академии образования Дмитрий Метелкин заявил, что учителя истории оказались частью педагогического сообщества, которое в 1990-е годы было наиболее дезориентировано изменениями государственной политики. Поэтому сейчас они активно включились в работу по модернизации исторического образования, которое подразумевает внедрение новых Федеральных образовательных стандартов и учебно-методических комплексов.

— ЮФУ — один из лидеров в разработке УМК для преподавания истории в вузах, — подчеркнул г-н Метелкин. — Поэтому неслучайно именно на его площадке проходит такое большое и значимое мероприятие. Его актуальность в том, что в текущих геополитических обстоятельствах история приобретает фундаментальное значение для формирования мировоззрения детей и молодежи. Она закладывает основы мироощущения, создает основания для понимания и видения молодыми людьми будущего и перспектив государства, страны и общества.

Эксперт отметил, что ЮФУ — давний партнер РАО по проведению повышений квалификации для преподавателей истории России. Поэтому форум является логичным продолжением государственной политики по модернизации исторического образования и подчеркивает роль в этом процессе ЮФУ.

Заместитель начальника ростовского городского управления образования Маргарита Распевалова заявила, что обновление подходов к преподаванию истории требует обсуждения в педагогическом сообществе.

— Историческая наука связана с развитием государства, его идеологии, — объяснила она. — В настоящее время вводятся новые учебники, новые ФГОСЫ. Поэтому важно обсудить проблемные вопросы и в процессе их обсуждения найти ответы.

Участники форума обсудили вопросы обеспечения качественного и эффективного преподавания истории и обществознания в школах и средних специальных учебных заведениях, а также подготовки учителей в вузах России. По итогам форума эксперты сформировали практические рекомендации по повышению уровня исторического образования.

Еще одной темой форума стало развитие дополнительного образования в школе, внеурочная работа, подготовка школьников к предметным олимпиадам, которые в последние годы являются одним из приоритетных направлений развития образования. Председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по образованию, науке, культуре и информационной политике Светлана Мананкина напомнила, что улучшение исторического просвещения — задача, которую поставил перед государством и научным сообществом президент. Возрождение внеклассных образовательных программ по истории — одна из инициатив, направленных на ее решение.

Особое внимание участники мероприятия уделили обсуждению создания единого подхода к изучению исторического процесса на разных уровнях образования: от дошкольного к вузовскому и послевузовскому.

— Общее у каждого из этих уровней — это высокая роль педагога, который не просто преподносит готовый материал, а осмысляет его вместе с учениками, — отметила директор Института истории и международных отношений ЮФУ Мария Пономарева. — И очень приятно, когда школьные учителя приходят в университет и интересуются актуальными формами и методами исторического просвещения.

Просмотров: 1692

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
Учителя истории из Ростовской области и новых регионов обсудили вопросы преподавания истории
Прошедшим летом ученые из Ростова и Краснодара раскопали часть скелета мамонта недалеко от Абинска. Открытие стало возможно благодаря оперативному сигналу от местных жителей, обнаруживших древние кости. Заведующий лаборатории палеогеографии Южного научного центра РАН кандидат биологических наук Вадим Титов рассказал, что российская палеонтология испытывает серьезный дефицит кадров, и помощь энтузиастов очень актуальна.
Образование, наука
Учителя истории из Ростовской области и новых регионов обсудили вопросы преподавания истории
Ученые ЮФУ экспериментально доказали, что широко используемые в сельском хозяйстве пестициды даже в малых дозах могут представлять скрытую угрозу для почвенных бактерий. Более точный биоскрининг показывает, что безопасные для растений препараты у микроорганизмов, которые отвечают за здоровье почвы, вызывают окислительный стресс, повреждают ДНК, резко усиливают частоту мутаций.
Образование, наука
Учителя истории из Ростовской области и новых регионов обсудили вопросы преподавания истории
АНО «ФИРОН» завершила реализацию масштабного образовательного проекта 2025 года — «Школьные лаборатории. Абхазия», созданного при поддержке Фонда президентских грантов.
Образование, наука
Учителя истории из Ростовской области и новых регионов обсудили вопросы преподавания истории
4 декабря 2025 года в коворкинге «Рубин» (пр. Театральный, 85) состоится Образовательный инновационный форум — итоговое мероприятие Инновационного бизнес-акселератора 2025, организованного департаментом экономики г. Ростова-на-Дону и АНО «ФИРОН».

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.