г. Ростов-на-Дону
26 апреля 2025 13:21:42
82.65
94.36

Учителя истории из Ростовской области и новых регионов обсудили вопросы преподавания истории

В Южном федеральном университете прошел научно-практический форум «Актуальные вопросы формирования преемственности исторического образования и исторического просвещения: от школьного к послевузовскому уровню образования». Его участниками стали учителя истории и обществознания, которые обсудили вопросы и проблемы преподавания истории на всех этапах образования — от начальной школы до послевузовского обучения.
Учителя истории из Ростовской области и новых регионов обсудили вопросы преподавания истории Ректор ЮФУ Инна Шевченко.
Учителя истории из Ростовской области и новых регионов обсудили вопросы преподавания истории Председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по образованию, науке, культуре и информационной политике Светлана Мананкина.
Учителя истории из Ростовской области и новых регионов обсудили вопросы преподавания истории Член комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова.
Учителя истории из Ростовской области и новых регионов обсудили вопросы преподавания истории

Организаторами форума выступили ЮФУ и Законодательное Собрание Ростовской области. Ректор университета Инна Шевченко отметила, что знание истории необходимо для культурного развития образованного человека и для сохранения российской идентичности.

— Роль университета в сохранении исторической памяти — это роль исследовательского и методологического центра, который ведет междисциплинарные проекты, объединяющие области знания истории, культурологии, философии и других гуманитарных наук, — подчеркнула г-жа Шевченко. — В нашем деле важна как общая централизованная работа лучших экспертов страны, которые могут написать единый учебник, составить единую методику преподавания, так и работа на местах, ведь в преподавание истории важно внедрять региональный компонент вплоть до истории отдельных населенных пунктов.

Наиболее важным вопросом, на который может ответить только академическое сообщество, ректор назвала включение в историческое образование событий современности. Член комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова добавила, что школьники активно включаются в проекты, направленные на сохранение исторической памяти, если учителям удается объяснить им важность таких инициатив.

— Историческая память должна базироваться также и на глубоком научном исследовании, — отметила руководитель Центра исторической памяти при президенте России Елена Малышева. — Смысловое содержание всех ценностных ориентиров и ключевых приоритетов должно составлять именно академические знание. Это делает историческую память социально ответственной и устойчивой к внешним деструктивным вызовам.

Руководитель Центра экспертизы в образовании Российской академии образования Дмитрий Метелкин заявил, что учителя истории оказались частью педагогического сообщества, которое в 1990-е годы было наиболее дезориентировано изменениями государственной политики. Поэтому сейчас они активно включились в работу по модернизации исторического образования, которое подразумевает внедрение новых Федеральных образовательных стандартов и учебно-методических комплексов.

— ЮФУ — один из лидеров в разработке УМК для преподавания истории в вузах, — подчеркнул г-н Метелкин. — Поэтому неслучайно именно на его площадке проходит такое большое и значимое мероприятие. Его актуальность в том, что в текущих геополитических обстоятельствах история приобретает фундаментальное значение для формирования мировоззрения детей и молодежи. Она закладывает основы мироощущения, создает основания для понимания и видения молодыми людьми будущего и перспектив государства, страны и общества.

Эксперт отметил, что ЮФУ — давний партнер РАО по проведению повышений квалификации для преподавателей истории России. Поэтому форум является логичным продолжением государственной политики по модернизации исторического образования и подчеркивает роль в этом процессе ЮФУ.

Заместитель начальника ростовского городского управления образования Маргарита Распевалова заявила, что обновление подходов к преподаванию истории требует обсуждения в педагогическом сообществе.

— Историческая наука связана с развитием государства, его идеологии, — объяснила она. — В настоящее время вводятся новые учебники, новые ФГОСЫ. Поэтому важно обсудить проблемные вопросы и в процессе их обсуждения найти ответы.

Участники форума обсудили вопросы обеспечения качественного и эффективного преподавания истории и обществознания в школах и средних специальных учебных заведениях, а также подготовки учителей в вузах России. По итогам форума эксперты сформировали практические рекомендации по повышению уровня исторического образования.

Еще одной темой форума стало развитие дополнительного образования в школе, внеурочная работа, подготовка школьников к предметным олимпиадам, которые в последние годы являются одним из приоритетных направлений развития образования. Председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по образованию, науке, культуре и информационной политике Светлана Мананкина напомнила, что улучшение исторического просвещения — задача, которую поставил перед государством и научным сообществом президент. Возрождение внеклассных образовательных программ по истории — одна из инициатив, направленных на ее решение.

Особое внимание участники мероприятия уделили обсуждению создания единого подхода к изучению исторического процесса на разных уровнях образования: от дошкольного к вузовскому и послевузовскому.

— Общее у каждого из этих уровней — это высокая роль педагога, который не просто преподносит готовый материал, а осмысляет его вместе с учениками, — отметила директор Института истории и международных отношений ЮФУ Мария Пономарева. — И очень приятно, когда школьные учителя приходят в университет и интересуются актуальными формами и методами исторического просвещения.

Просмотров: 50

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
Учителя истории из Ростовской области и новых регионов обсудили вопросы преподавания истории
В Ростовской области растет число участников проекта «Профессионалитет». Его цель — обеспечить финансами и другими ресурсами качественное обучение рабочим профессиям. В следующем году систему профинансируют на сотни миллионов рублей.
Образование, наука
Учителя истории из Ростовской области и новых регионов обсудили вопросы преподавания истории
В Центре истинных ценностей прошла встреча нескольких поколений ученых Дона, организованная банком «Центр-инвест» и Советом молодых ученых и специалистов Ростовской области. На встрече представители старшего и нынешнего поколений поделились опытом и оценкой влияния результатов научных работ на развитие Ростовской области.
Образование, наука
Учителя истории из Ростовской области и новых регионов обсудили вопросы преподавания истории
Давний спор о месте, где сформировался индоевропейский праязык, из которого вышли языки большинства европейских и части азиатских народов, как полагают в Южном федеральном университете (ЮФУ), вероятно, близок к завершению. Ясность в этот вопрос внесли исследователи древних геномов.
Образование, наука
Учителя истории из Ростовской области и новых регионов обсудили вопросы преподавания истории
День российской науки — хороший повод для анализа роли и потенциала науки в донской экономике на основе данных о комплексном развитии региона и опроса молодых ученых.