Учителя истории из Ростовской области и новых регионов обсудили вопросы преподавания истории
В Южном федеральном университете прошел научно-практический форум «Актуальные вопросы формирования преемственности исторического образования и исторического просвещения: от школьного к послевузовскому уровню образования». Его участниками стали учителя истории и обществознания, которые обсудили вопросы и проблемы преподавания истории на всех этапах образования — от начальной школы до послевузовского обучения.
Организаторами форума выступили ЮФУ и Законодательное Собрание Ростовской области. Ректор университета Инна Шевченко отметила, что знание истории необходимо для культурного развития образованного человека и для сохранения российской идентичности.
— Роль университета в сохранении исторической памяти — это роль исследовательского и методологического центра, который ведет междисциплинарные проекты, объединяющие области знания истории, культурологии, философии и других гуманитарных наук, — подчеркнула г-жа Шевченко. — В нашем деле важна как общая централизованная работа лучших экспертов страны, которые могут написать единый учебник, составить единую методику преподавания, так и работа на местах, ведь в преподавание истории важно внедрять региональный компонент вплоть до истории отдельных населенных пунктов.
Наиболее важным вопросом, на который может ответить только академическое сообщество, ректор назвала включение в историческое образование событий современности. Член комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова добавила, что школьники активно включаются в проекты, направленные на сохранение исторической памяти, если учителям удается объяснить им важность таких инициатив.
— Историческая память должна базироваться также и на глубоком научном исследовании, — отметила руководитель Центра исторической памяти при президенте России Елена Малышева. — Смысловое содержание всех ценностных ориентиров и ключевых приоритетов должно составлять именно академические знание. Это делает историческую память социально ответственной и устойчивой к внешним деструктивным вызовам.
Руководитель Центра экспертизы в образовании Российской академии образования Дмитрий Метелкин заявил, что учителя истории оказались частью педагогического сообщества, которое в 1990-е годы было наиболее дезориентировано изменениями государственной политики. Поэтому сейчас они активно включились в работу по модернизации исторического образования, которое подразумевает внедрение новых Федеральных образовательных стандартов и учебно-методических комплексов.
— ЮФУ — один из лидеров в разработке УМК для преподавания истории в вузах, — подчеркнул г-н Метелкин. — Поэтому неслучайно именно на его площадке проходит такое большое и значимое мероприятие. Его актуальность в том, что в текущих геополитических обстоятельствах история приобретает фундаментальное значение для формирования мировоззрения детей и молодежи. Она закладывает основы мироощущения, создает основания для понимания и видения молодыми людьми будущего и перспектив государства, страны и общества.
Эксперт отметил, что ЮФУ — давний партнер РАО по проведению повышений квалификации для преподавателей истории России. Поэтому форум является логичным продолжением государственной политики по модернизации исторического образования и подчеркивает роль в этом процессе ЮФУ.
Заместитель начальника ростовского городского управления образования Маргарита Распевалова заявила, что обновление подходов к преподаванию истории требует обсуждения в педагогическом сообществе.
— Историческая наука связана с развитием государства, его идеологии, — объяснила она. — В настоящее время вводятся новые учебники, новые ФГОСЫ. Поэтому важно обсудить проблемные вопросы и в процессе их обсуждения найти ответы.
Участники форума обсудили вопросы обеспечения качественного и эффективного преподавания истории и обществознания в школах и средних специальных учебных заведениях, а также подготовки учителей в вузах России. По итогам форума эксперты сформировали практические рекомендации по повышению уровня исторического образования.
Еще одной темой форума стало развитие дополнительного образования в школе, внеурочная работа, подготовка школьников к предметным олимпиадам, которые в последние годы являются одним из приоритетных направлений развития образования. Председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по образованию, науке, культуре и информационной политике Светлана Мананкина напомнила, что улучшение исторического просвещения — задача, которую поставил перед государством и научным сообществом президент. Возрождение внеклассных образовательных программ по истории — одна из инициатив, направленных на ее решение.
Особое внимание участники мероприятия уделили обсуждению создания единого подхода к изучению исторического процесса на разных уровнях образования: от дошкольного к вузовскому и послевузовскому.
— Общее у каждого из этих уровней — это высокая роль педагога, который не просто преподносит готовый материал, а осмысляет его вместе с учениками, — отметила директор Института истории и международных отношений ЮФУ Мария Пономарева. — И очень приятно, когда школьные учителя приходят в университет и интересуются актуальными формами и методами исторического просвещения.