«Цель нашей школы — выход партнеров в мировые лидеры производства робототехнических комплексов»
Директор Передовой инженерной школы Южного федерального университета Игорь Лысенко считает новизной подхода поступление студентов фактически на работу над проектами высокотехнологических компаний-партнеров. Вокруг этой практики строится образовательный и научный процесс.
Передовая инженерная школа университета начала работать в прошлом году. Всего в стране по решению правительства их появилось тридцать. Цель — вывести на мировой уровень инженерное образование в России.
— Какими были предпосылки создания Передовой инженерной школы?
— Цель создания школы — проведение теоретических и прикладных исследований и подготовка специалистов в интересах индустриальных партнеров для обеспечения выхода на лидирующие позиции в мире в отрасли производства и применения робототехнических комплексов. Основная задача — создание междисциплинарной учебно-научно-производственной среды. Главная идея в том, чтобы объединить научные школы таганрогского кампуса университета вокруг одного большого направления развития науки и техники. До настоящего времени они существовали в своей парадигме развития. Каждая из них была по-своему успешна, но не решала комплексных задач для создания сложного инженерного изделия. Мы хотим, чтобы каждое учебное, научное и производственное подразделение университета нашло свою нишу в области робототехнических комплексов.
— Как организована Школа?
— Передовая инженерная школа имеет дивизионную структуру, которая перенята у генерального партнера — группы компаний «Ростех». Каждый дивизион Школы ориентирован и действует в интересах одного из ключевых партнеров. В случае возникновения нового ключевого партнера в его интересах может быть создан дивизион. У нас есть наблюдательный совет, в который вошли представители ключевых партнеров. Университет там представляют лишь ректор и я, директор Школы. В компетенции набсовета входят утверждение руководителей дивизионов и инженерных центров, утверждение распределения бюджета, запуск и оценка научных и образовательных программ. Также создан научно-технический совет, в который вошли ведущие специалисты. Школа привлекает и сторонних специалистов. Весной 2023 года совместно с «Университетом 2035» был проведен цикл лекций о микроэлектронике, антенных комплексах, нейросетевых технологиях и искусственном интеллекте, робототехнике. Лекторами выступили ведущие российские специалисты, имеющие зарубежный и отечественный практический опыт работы в соответствующей области. В наших планах — продолжить эту практику.
— В чем новизна подходов в образовательной и научной деятельности?
— Ребята поступают не только на направление подготовки, они фактически поступают на проект наших партнеров, вокруг которого строится их образовательная, проектно-ориентированная деятельность.
— Какое оборудование будет закуплено в рамках организации Школы?
— До 2025 года мы должны запустить четыре интерактивных комплекса, четыре научно-исследовательских лаборатории и одну учебную фабрику. Закуплено не только оборудование, но также и программное обеспечение, необходимое для создания цифровых двойников, проведения различных симуляций и моделирования, создания и исследования прототипов изделий.
— Почему индустриальными партнерами выбраны именно эти компании?
— Южный федеральный университет уже с 2021 года имеет партнерские связи с группой компаний «Ростех». Госкорпорация уже выступала партнером на этапе создания Центра трансфера технологий университета. Когда стало известно о запуске федерального проекта «Передовые инженерные школы», было достигнуто соглашение о том, что «Ростех» станет также и генеральным партнером Школы. Далее были заключены соглашения с концерном «Радиоэлектронные технологии», «Объединенной приборостроительной корпорацией» и компанией «Элемент», которые согласились стать нашими ключевыми партнерами. Школа и сейчас открыта для новых партнерств.
— Участвуют ли партнеры финансово в работе Школы?
— Генеральный партнер «Ростех» принял участие в софинансировании Программы развития Школы в размере 35 млн руб., на которые сделан ремонт наших образовательных пространств. Ключевые партнеры размещают у нас заказы на проведение исследовательских и конструкторских работ в своих интересах и подготовку специалистов.
— Как отбирались первые студенты Школы?
— В отличие от устоявшегося в университете образовательного процесса подготовки инженеров в школу набираются междисциплинарные команды из студентов с разных направлений и уровней подготовки. Отбор в осуществляется через практику работы над проектами партнеров и не имеет массового характера. По результатам вступительных испытаний конкурсная комиссия сформировала отдельный ранжированный список поступающих по каждому дивизиону, в который включаются поступающие, набравшие не менее минимального количества баллов по вступительным испытаниям. В результате проведенный многоэтапный конкурсный отбор в позволил определить самых активных и талантливых обучающихся.
— Существует ли повышенная материальная мотивация у ваших студентов?
— Да. Студенты после прохождения обучения на создаваемой инфраструктуре (интерактивные комплексы, лаборатории) и успешного освоения необходимых компетенций будут включены в коллектив сотрудников лаборатории, где они уже работают за соответствующую зарплату над решением задач наших партнеров. Это позволит им приобрести практический опыт работы над задачами предприятия — будущего места своей работы. Кроме того, для них доступны внеучебные стажировки на предприятиях-партнерах, которые полностью оплачиваются за счет Передовой инженерной школы. Обучающиеся в этот период могут поехать на место своего будущего трудоустройства, вживую ознакомиться с производственными процессами, проектами, трудовым коллективом.
— Каковы результаты обучения первого курса школы? Удовлетворены ли вы ими?
— Да, вполне удовлетворен. В сентябре 2022 года обучение в школе начали более 200 студентов бакалавриата и магистратуры. Для них были организованы стажировки в компаниях-партнерах по всей России. Несколько обучающихся сразу по окончании стажировки были приглашены на работу в Таганрогский научно-исследовательский институт связи. Сейчас подводятся итоги летней сессии и проходят сдачи этапов проектов предприятиям-партнерам. Студенты направляются на практику и внеучебные стажировки.
— Как идет набор на новый курс, есть ли отличия от первого?
— Мы кардинально пересмотрели сам подход к организации образовательного процесса. Приняты стандарт проектирования образовательных программ и собственные образовательные стандарты. Главное отличие в том, что студенты нового набора будут вне зависимости от направления подготовки проходить «ядерные» дисциплины совместно. Во-первых, это позволит студентам познакомиться друг с другом, «перемешаться». Во-вторых, увидеть, кто на что способен, что значительно поможет им в дальнейшем при формировании студенческих проектных групп для работы над стартапами или задачами предприятий-партнеров. Также это позволит ребятам понять, по нраву ли им то направление, на которое они поступили. В данном случае единство учебных планов позволяет менять направление подготовки при наличии бюджетных мест и с соблюдением всех правил университета.
— Каковы перспективы работы Школы?
— Мы начали работу со школьниками 6-11-х классов. Важно иметь сильных абитуриентов уже на входе в вуз. Планируем открыть в следующем, 2024 году новые образовательные пространства Школы, среди которых три экспериментальные лаборатории и одна учебная фабрика. Школу планируется оснастить передовым технологическим оборудованием для изготовления многослойных (десятки слоев) сверхвысокочастотных плат из диэлектриков со сложной геометрией металлизации, отверстиями различной конфигурации, включающих в свой состав управляющие полупроводниковые сверхвысокочастотные элементы, а также оборудованием для термозвуковой микросварки.
— Как вы сами стали инженером?
— Любовь к конструированию мне была привита со школьной скамьи в средней школе № 3 имени Юрия Гагарина города Таганрога. Там занимался в космическом кружке — конструировали космические аппараты и орбитальные станции. Также там была привита культура чтения научно-популярной литературы, постоянно читал журналы «Юный моделист-конструктор» и «Техника — молодежи». Не задумываясь, выбрал специальность конструктора-технолога электронно-вычислительных средств при поступлении в Таганрогский радиотехнический институт (ныне Южный федеральный университет). Тогда компьютеры только массово начали появляться, и было очень интересно, как они сделаны. Далее путь: студент — аспирант — ассистент — доцент — профессор — заведующий кафедрой — и ныне директор Передовой инженерной школы Южного федерального университета. Был в первом выпуске бакалавров (1997 г.) и магистров (1999 г.) нашего университета. Так что тяга к новым знаниям на рубеже науки и техники была всегда.
— Кто самый талантливый инженер на Земле?
— Я думаю, Сергей Павлович Королев. Человек сумел создать немыслимо сложный комплексный инженерный продукт. Как сейчас говорится — реализовать междисциплинарный проект. Предвосхитить необходимую для него инфраструктуру. Создать новые отрасли — начиная с материаловедения, двигателестроения, протоколов обмена данными, телекоммуникационными системами и заканчивая системами жизнеобеспечения космонавтов. Были созданы различные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, институты для обеспечения их кадрами. Смог объединить людей различных профессий и областей знаний для работы на одну цель. В этом еще и большая организаторская заслуга Сергея Павловича. Это потрясающе, на мой взгляд. Именно таких инженеров должны готовить Передовые инженерные школы нашей страны.