«Сложностей в общении с особыми детьми мы боялись зря»
Председатель РГООИ «Надежда» Ирина Смирнова и руководитель Медиапарка «Южный Регион — ДГТУ» Оксана Тихиня реализовали неординарный социальный проект — организовали работу анимационных мастер-классов для особых детей. В результате уже готово несколько мультиков.
Обучающий курс по пластилиновой анимации для подопечных Ростовской городской общественной организации инвалидов «Надежда» прошел в анимационном технопарке «Магика» ДГТУ. Мультипликационный курс стал частью проекта «Маленькие шаги — большие открытия» РГООИ «Надежда», поддержанного Фондом президентских грантов. Ирина Смирнова и Оксана Тихиня уверены, что успешным становится тот социальный проект, в котором содержательность замысла поддержана активным личным участием, а методическую помощь в реализации таких проектов при желании можно получить на сайте Фонда президентских грантов и в организациях, имеющих опыт работы в социальной сфере.
N: — Вокруг много пустых социальных проектов, многие из которых сводятся к тому, чтобы организовать подходящий для отчета фоторяд. Что бы вы сказали тем, кому засилье этих потемкинских деревень отбивает охоту запускать собственные — содержательные и оригинальные социальные проекты?
И.С.: — Да, к сожалению, такие проекты встречаются. Но сегодня в грантовых конкурсах очень велика конкуренция, и такое встречается все реже. Любой проект, который проводит РГООИ «Надежда», сама или совместно с другими организациями, волонтерами, родителями, будь то экскурсия, семейный лагерь или занятие, — совершенно реальные мероприятия. Конечно, мы тоже делаем фотоотчеты. Иногда это условие гранта, а иногда это просто фото- или видеоальбом нашей организации, который мы с удовольствием пересматриваем. И, согласитесь, невозможно подделать эмоции на лицах детей, их восторг и отзывы.
О.Т.: — Знаю, насколько это сложно — грамотно подготовить заявку, оказаться в числе грантополучателей, реализовать проект, а затем за него отчитаться. Но если вами движет лишь желание победить в грантовом конкурсе — доказать себе и коллегам, что вы можете — это плохая мотивация. Не сработает. Проверено. Чтобы все получилось и принесло моральное удовлетворение, нужно прежде всего личное усилие, готовность заниматься своим проектом столько, сколько потребуется. И еще — не нужно идти в сферу социальных проектов с мыслью о глобальном преображении мира. Так можно и перегореть. Важно сконцентрироваться и понять, как ты можешь дать что-то конкретное и ценное тем, кто нуждается в этом здесь и сейчас.
N: — Что помимо самой идеи, интересного замысла нужно для того, чтобы реализовать социальный проект? Что нужно знать? Насколько сложно с нуля, без юридического образования, разобраться в вопросах сбора, оформления пакета документов и подачи заявки на грант?
И.С.: — Если есть идея и замысел, то на сайте Фонда президентских грантов, например, вам всегда помогут разобраться с техническими деталями. Есть методические рекомендации и пособия, есть ресурсные центры, которые помогают в подготовке заявок на гранты. Тут, как говорится, было бы желание — бери и делай.
N: — Насколько сотрудничество с общественными организациями облегчает решение задачи — реализацию собственного социального проекта?
И.С.: — Без сотрудничества с другими НКО нам сложно представить свою работу. У разных НКО свои собственные ресурсы, которые помогают сделать проект более интересным и более масштабным. Так, в проекте «Маленькие шаги — большие открытия» в сотрудничестве с Пролетарской районной организацией инвалидов мы проводим катание на яхтах для наших подопечных, используя их ресурс — у них есть лодочная станция и яхта. Такая кооперация очень помогает.
Кроме того, на страничках Фонда президентских грантов много открытой информации, там представлены абсолютно все проекты разных организаций — и успешно реализованные, и те, которые не прошли отбор по каким-либо причинам. И если вы планируете реализовать собственный социальный проект, само собой, не лишним будет познакомиться с опытом других. Много полезной информации и в соцсетях, на страничках организаций, реализующих такие проекты. Безусловно, надо сотрудничать, ведь помимо проектов есть и текущие проблемы, которые касаются наших детей — социальные, бытовые, юридические, а их возможно решать только совместными усилиями.
N: — Расскажите о проекте пластилиновой анимации. Как проходили занятия? Какими были результаты?
О.Т.: — Идея совместной работы Медиапарка «Южный Регион — ДГТУ» и «Надежды» родилась несколько лет назад. Ребята побывали у нас на экскурсии. И детей, и родителей впечатлила наша «пластилиновая» студия. Так и родилась идея анимационной лаборатории для особых детей. С дизайнерами медиапарка, преподавателями ростовской «Школы ТЭФИ» и студентами мы начали продумывать специфику работы. В результате предложили комплекс занятий на несколько месяцев. Занятия проходили в оборудованном специальной техникой и материалами классе под руководством двух преподавателей в течение двух часов.
С командой «Надежды» мы заранее обсудили вероятность того, что преподавателю будет необходима помощь — встретить ребят и родителей, подготовить расходные материалы, распределить работу в коллективе. В числе преподавателей помимо специалистов-практиков были две наши студентки: Наташа Захарченко заканчивает 4 курс факультета «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии», Дуня Погонцева сама только-только окончила курсы пластилиновой анимации. И это было правильное решение. Они сразу нашли общий язык с ребятами. Оказалось, что сложностей в общении, взаимодействии с особыми детьми мы боялись зря. Результат этой работы — несколько небольших мультфильмов. В них все, от идеи до воплощения, принадлежит ребятам, подопечным «Надежды».
И.С.: — Когда проект был готов к реализации, мы предложили ребятам выбрать занятия, которые они хотели бы посещать. Кроме занятий по пластилиновой анимации в данном проекте представлены также занятия по арт-терапии, робототехнике, декоративно-прикладному творчеству и школа блогинга. В «Надежде» мы традиционно проводим подробное анкетирование. Время проведения таких мероприятий, и то определяется по большинству голосов. Группы по различным видам занятий формируются по-разному — не только по интересам и возрасту, но и с учетом скорости, с которой могут работать дети, с учетом специфики ментальных нарушений. Все это важно учитывать.
N: — Что было самым сложным в процессе реализации проекта?
О.Т.: — Начало. Понять, насколько задуманный нами проект интересен ребятам. Услышать и подхватить творческие идеи подростков. Пандемия заставляла нас отменять и вновь и вновь переносить занятия. Приходилось откладывать запуск проекта, и это стало дополнительным испытанием. Специфика анимации такова, что здесь нет возможности отрабатывать навыки дома.
N: — Опишите самый яркий эпизод, который вам запомнился, — такой, после которого вы сказали себе: все было не зря.
О.Т.: — Дети хлопали нашим преподавателям — тем, кто всего на пару-тройку лет их старше. Улыбались и обнимались. Готовые пластилиновые мультики — тоже, конечно, результат. Но самое важное, что ребятам с нами было комфортно, что мы улыбались друг другу. По-настоящему.
Справка
Ирина Смирнова, руководитель проекта «Маленькие шаги — большие открытия». В благотворительности более 20 лет. Начинала волонтером, с 2018 г. — руководитель РГООИ «Надежда». Окончила физический факультет ЮФУ в 1988 г. по специальности «радиофизика». Многодетная мама. Оксана Тихиня — заместитель декана по проектной деятельности факультета «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии», руководитель Информационной службы ДГТУ. В 2002-2007 гг. — автор и ведущая просветительской программы о здоровье и медицине «Здоровый интерес», автор социального проекта «Путь домой». В 2006 г. — соавтор и главный редактор проекта «Ростов-на-ТВ». В 2010-2013 гг. — главный редактор областного телеканала «Южный Регион Дон». В 2013-2018 гг. — главный редактор городской радиостанции «Ростов FM». В 2014-2019 гг. — главный редактор спутникового телеканала «Мой мир». Лауреат премии Правительства РФ в области СМИ (2013 г.) за реализацию проекта «Городской телевизионный канал «Ростов-на-ТВ» — новое городское информационное пространство».
Мой сын Илья, 17 лет, посещал анимационные мастер-классы в старшей возрастной группе. Я привозила его на занятия, заходила делать фотографии. Дети были разные, в том числе с расстройствами аутического спектра, но ни разу я не увидела у преподавателей сложностей в установлении контакта. Ведь главное в контакте с такими детьми — заинтересовать. А научиться делать мультфильмы интересно любому. Каждому ребенку дали возможность делать ту часть мультфильма, которую он выбрал сам. В то же время всегда была возможность попробовать силы в других операциях: нарисовать, слепить, отснять, смонтировать. Все, что делают наши дети своими руками, их завораживает — какие уж тут сложности. Илья с большим желанием шел на каждое занятие, с интересом рассказывал, чему научился, бережно носил в коробке свои поделки. По окончании проекта он сказал: «Как жаль, что занятия закончились».