Школы смогут принять особых детей
Почти год в Ростовской области действует госпрограмма «Доступная среда», цель которой — создать равные возможности для инвалидов во всех сферах жизни, включая образование. За это время в Ростове переоборудованы две школы — № 6 и № 78, уже в сентябре они смогут принять первых учеников с ограниченными возможностями, полагает заместитель руководителя городского Управления образования Андрей Беспалов.
В ближайших планах властей — подготовить еще четыре школы в разных районах города к совместному обучению детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников. Ведущий специалист Управления образования Ирина Шабушкина говорит, что «вседоступность будет полностью обеспечена», но директора школ более сдержанны в своих прогнозах. — Пока мы только делаем первые шаги, и нужно еще пройти очень долгий путь, пока дети-инвалиды смогут действительно посещать уроки в каждом кабинете школы, — говорит Мария Швыдченко, директор школы № 6.
Корреспондентам N руководители учебных учреждений рассказали, что ориентируются в основном на детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и с ДЦП. Чтобы им было комфортно находиться в школе, оборудовали комнаты психологической разгрузки со специальными дорожками для ходьбы, поверхностями, вызывающими разные тактильные ощущения, креслами, которые принимают форму тела, напольными и настенными матами для расслабления разных групп мышц. В школе № 78 прямо в комнате разгрузки установили два комплекта оборудования видеоконференц-связи для тех детей, которым сложно находиться в классе. Так они будут полноценно вовлечены в ход урока. На комнаты психологической разгрузки потратили по 317 тысяч рублей и еще по 500 тысяч — на архитектурную доступность. В школах появились пандусы, туалеты с дополнительными поручнями, широкие дверные проемы. Ольга Садчикова, директор школы № 78, распахивает наполовину стеклянные двустворчатые двери в учебный кабинет:
— Вот, видите, здесь танк проедет, не то что ребенок, — отмечает она.
Проблема заключается лишь в том, что и сенсорная комната, и учебные кабинеты, и туалет в этой школе расположены на втором этаже. А на специальный подъемник по лестнице для инвалидных колясок денег пока не выделили. Андрей Беспалов заявил, что этот вопрос должен быть решен уже в апреле.
В школе № 6 особые классы и туалет оборудовали на первом этаже. Кабинеты полностью перестроили, поменяли проводку, сделали ремонт. Оборудование для сенсорной комнаты закупили и установили, но в учебный кабинет пока не провели видеоконференц-связь. Заявку на эту технику директор школы Мария Швыдченко отправила в Минобразования. Специалист министерства Ольга Безрякова сообщила, что обязательно будет проведена целевая закупка всего необходимого оборудования, но конкретные сроки не уточнила.
Завкафедрой коррекционной педагогики Пединститута ЮФУ Марина Скуратовская напоминает, что инклюзия — это полноценное обучение в общеобразовательном классе одного-двух детей-инвалидов. Общение на переменах, в столовой и при помощи видеоконференц-связи — это «частичная, социально-психологическая интеграция». Не менее важным Марина Скуратовская считает кадровый вопрос, психолого-педагогическое сопровождение и индивидуальные учебные программы.
В обеих школах часть педагогов дистанционно проходят переподготовку в Институте проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ.
Руководитель областного Ресурсного центра по сопровождению инклюзивного образования Алла Дорохина подчеркивает, что для всех групп инвалидности нужны свои специалисты.
— Сейчас у школ нет возможности внести в штатное расписание тьютеров, дефектологов. Но эту проблему наличия специалистов можно решить посредством нашего центра. Мы готовы организовать сопровождение детей. Ресурсный центр предложил городскому Управлению образования заключить договор о сотрудничестве, чтобы помочь школам сделать первые шаги.