г. Ростов-на-Дону
15 октября 2025 12:04:11
79.96
92.68

Ростовский бизнесмен полгода поработал учителем физики

В течение полугода гендиректор ООО «Пластфактор» Владимир Ермолов совмещал руководство бизнесом и работу в школе на полную ставку.
Ростовский бизнесмен полгода поработал учителем физики

Топ-менеджер Владимир Ермолов, желая помочь детям, которые остались без уроков физики, взялся вести этот предмет в 7-х и 8-х классах ростовской гимназии. Ему удалось вызвать интерес у школьников нешаблонной манерой преподавания и общения. Руководитель бизнеса жертвовал своим сном, чтобы совместить две работы. Впрочем, предприятие от этого только выиграло.

N: — Обычно N подводит итоги календарного года, а с вами хотелось бы поговорить о событиях школьного. Каким образом топ-менеджер предприятия начал работать с детьми?

В.Е.: — Я совершенно случайно очутился в роли преподавателя физики в ростовской гимназии. Общаясь в группе выпускников Президентской программы, я узнал, что в школе, где учится ребенок моего товарища, нет учителя физики. Я выразил свое сожаление и даже не знаю, как так получилось, но мне предложили попробовать временно стать учителем. У меня был педагогический стаж в железнодорожном техникуме и РГУПС, когда я учился в аспирантуре. Однако для работы в школе надо было пройти курс повышения квалификации, где объясняют, как необходимо преподавать, оценивать учеников, какие для этого существуют нормативные документы и т. д. Я экстренно прослушал курс, сдал соответствующий тест, и директор школы предложил мне временное сотрудничество, пока они не найдут достойного кандидата.

N: — Чем была вызвана такая чрезвычайная ситуация?

В.Е.: — Когда я окунулся в проблемы школы поглубже, в одной статье прочитал, что в России среди выпускников педагогических вузов примерно половину составляют психологи, еще какую-то значительную часть — филологи и математики, а на учителей физики приходится лишь 3%.

N: — Сказывается, что на педагогов учатся девушки, а они редко увлекаются физикой?

В.Е.: — Возможно. Думаю, у нас так сформированы семейные ценности, что мужчине нужна более высокооплачиваемая работа, чем та, что может предложить школа. К сожалению, на зарплату учителя сложно обеспечить семью. Я работал на полную ставку и на руки получал деньги, которые на своем предприятии зарабатываю примерно за пару дней. С моей стороны это был порыв души — просто захотелось помочь. Конечно, в должности учителя со временем можно, наверное, повысить квалификацию и достойно зарабатывать, но на это уходят годы, после вуза сложно, как мне кажется, материально пережить начальный период в роли учителя.

N: — Видимо, уже сам факт, что мужчина ведет урок в школе, привлекателен для детей.

В.Е.: — Я считаю, что гендерное разделение не очень важно. Я пытался применять какие-то наработки Антона Семеновича Макаренко, о которых когда-то с интересом прочитал в «Педагогической поэме». Больше всего меня «зацепило» уважительное отношение со стороны взрослых к детям. В работе учителя это важнее, чем то, кто преподает — мужчина или женщина.

Когда я пришел в класс, сразу объявил: «Уважаемые коллеги! Я не профессиональный учитель, я буду изучать науку вместе с вами, поэтому вы для меня не подчиненные или ученики, а коллеги. Мы будем вместе ставить опыты, решать задачи и узнавать что-то новое». Я старался обращаться к ним по имени-отчеству, но поскольку запомнить всех 250 человек за короткий промежуток времени трудно, я чаще использовал слово «коллега». Наверное, им это очень нравилось. Сначала, как обычные дети, они начали над этим подшучивать, но потом даже друг друга начали называть коллегами. Им по 13-14 лет, как и моей младшей дочке — мы с ней часто общаемся, я знаю, какие у нее переживания, потребности. Взрослые смотрят на них как на детей, а им не хватает равного отношения. Когда начинаешь им это давать, возникает большее взаимопонимание.

N: — В какой момент вы ощутили смену отношения?

В.Е.: — Они стали посещать занятия, ответственно относиться к домашним заданиям. Хотя было сложно, были и плохие оценки, неаттестации, но им было важно, что с ними общаются как с полноправными участниками процесса обучения. Я не отслеживал статистику по другим предметам, но у меня проблем с посещаемостью не было.

N: — Как проходил урок? Вы использовали какие-то необычные приемы?

В.Е.: — Я не знал каких-то нюансов: например, что в обозначении «кг» букву «г» нельзя писать как печатную, потому что на ЕГЭ это будет расценено как ошибка. Процесс проведения урока также регламентирован. В начале занятия надо проверить домашнее задание, в конце — подвести итог. В ходе урока желательно успеть провести лабораторную работу, опросить учеников, активизировать пассивных слушателей... Дети, конечно, управляемые, но они сразу чувствуют, если с ними пытаешься хитрить, а если ведешь открытый честный разговор, то диалог выстраивается легко.

Немаловажный фактор — мне ни разу не пришлось повышать голос. На собраниях я слышал от родителей, что детям нравится, что урок проходит в нормальной тональности. А необычные приемы — это обычные демонстрации физических законов. И я старался проводить их как можно больше. Именно это увлекает и запоминается из того, что было в школе.

N: — Как вам удавалось сохранять душевное равновесие?

В.Е.: — Нужно постараться понять ситуацию. На учителей ложится огромная нагрузка, надо выставить неимоверное количество оценок в электронных дневниках. Сидишь до 12 ночи, выставляя эти оценки, потом оказывается, что что-то пошло не так...

У меня был интересный опыт, когда я присутствовал на собрании в качестве учителя, а потом пошел на собрание в школу моей дочки. На этом контрасте я ощутил, какую атаку ведут родители на учителей, считают, что к их детям предвзято относятся, хотя сами они не понимают тонкостей работы учителя. На мой взгляд, родителям надо с пониманием относиться к учителям, поддерживать их авторитет и уважительно отзываться в разговоре со своими детьми. Учителям очень трудно работать. Но детям в пубертате тоже нелегко.

N: — Вам удалось найти подход к проблемным детям?

В.Е.: — Главное — найти подход к себе. Мне нравится фраза, написанная в самолетах: «Сначала наденьте маску на себя, потом на ребенка». В первую очередь надо самому спокойно относиться к любой ситуации. Мне в этом помогало то, что школа — это неосновное место моей работы. Я выстроил правила коммуникации с детьми, объяснил мои требования, дал источники информации и т. д. — в этом мне помог просмотр видеоуроков талантливых учителей. Кроме того, мне повезло, что в этой школе директор принял отличное решение — на время проведения уроков складывать сотовые телефоные на специальную стойку и переводить их в беззвучный режим. Я показывал личный пример — отправлял туда телефон первым. Конечно, наши дети очень сообразительные. На первых уроках оставалось несколько телефонов, выпущенных в прошлом веке, но потом с этим проблем не было. Наверное, они поняли, что на уроке может быть интереснее, чем в телефоне.

N: — Как вы объяснили детям требования дисциплины?

В.Е.: — Я не говорил, что надо делать так или иначе. Наоборот, я им дал большую свободу, чем у них была. Я им разрешил сидеть там, где они хотят. Сначала все, как обычно, потянулись к задним рядам. Потом они заметили, что на этом предмете происходит демонстрация физических явлений: как падает какое-то тело, как взаимодействует с другими, что происходит при нагревании. С задних рядов этого не видно. Им стало интересно, и началась борьба за первые места.

N: — Что вы делали, если кто-то начинал мешать проведению урока?

В.Е.: — Двух одинаковых классов не было, а у меня было пять 7-х классов и четыре 8-х. Кого-то надо было рассадить, а кого-то, наоборот, поддержать. Например, одна девочка сильно расстраивалась, когда получала отметку ниже пятерки. Мы с ней поговорили, и ей легче стало, и, по-моему, даже отношения между детьми в классе изменились.

В ситуациях, когда кто-то пытается сорвать урок, надо быть последовательным, но спокойным. Например, мальчик на перемене разбросал по классу бумажки. Я ему говорю: «Вот веник, убирайте». Он отказывается. Я повторяю. «А что, вы мне двойку поставите?» — «Нет, вы уберете, и мы разойдемся». Моя настойчивость достигла цели.

На самом деле у преподавателя много инструментов воздействия. Если кто-то разговаривает на задних рядах, можно провести опрос среди отвлекающейся группы или просто пройти мимо и показать взглядом, что все видишь. На первых уроках я выуживал спрятанные телефоны и просил отнести их, как я называл, в «стойло». Я сразу объяснил, что хочу работать честно, без лицемерия. А лицемерие появляется тогда, когда учитель видит, что ученик отвлекается, но не предпринимает никаких действий. Я где-то слышал, что харизма — это способность исполнять свои обещания. Я старался именно так и поступать.

N: — А как вы поступали с детьми, которым интересны другие предметы, а физика — это не их мечта?

В.Е.: — Мои уроки были максимально наполнены демонстрацией явлений, физических законов. То, что я сам, учась в школе, читал и не понимал, я старался показать наглядно. Я учил рисовать используемые установки с натуры. Детям были интересны разнообразные подходы. Я сам был очень увлечен и хотел чему-то научить детей.

N: — Если учитель любит свой предмет, рассказывает о нем в увлекательной форме и к тому же хочет добиться результата — это мечта для школы.

В.Е.: — Да, но было тяжело, потому что нагрузка составляла 36 часов в неделю: три дня по 6 уроков. Мне пошли навстречу и составили расписание без «окон». На переменах передохнуть не удавалось, потому что всегда обступали дети, чтобы что-то спросить, похвастаться или просто что-то рассказать. Это мне еще повезло, что я не курю, а то пришлось бы бросать. Потом я ехал на завод и решал текущие проблемы. Вечером надо было готовиться к следующим урокам, проверять контрольные и лабораторные работы, тетради, выставлять оценки — это еще примерно те же 36 часов в неделю.

N: — Вы не переживали стресс по поводу того, что, занимаясь школьными делами, пострадает бизнес?

В.Е.: — Я думаю, что для бизнеса это было полезно. Мои сотрудники стали более самостоятельными в принятии решений. Во время уроков я телефоном не пользовался, а когда перезванивал по пропущенным звонкам, оказывалось, что вопрос уже решен и без меня. Когда я заметил этот результат, мой подход к подчиненным стал более доверительным, я начал поручать им большее количество задач. Раньше я вмешивался в процесс, навязывая специалисту свое видение, а теперь управление пошло по канонам: люди работают на результат и получают за это вознаграждение. В 2024 году мы приросли на 18%, хотя в плане было 15%. Для меня как руководителя этот период был испытанием, но я стал сильнее. Стресса я не испытывал, но физически было тяжело все успевать.

N: — Сколько часов оставалось на ночной сон?

В.Е.: — 4-5 часов. В таком режиме пришлось жить полгода: с сентября по январь. Этот опыт натолкнул меня на мысли о том, что бизнес, нуждающийся в технических специалистах, мог бы взять определенное шефство над школами. Например, в школе, где я преподавал, оснащение кабинета физики было на высочайшем уровне — мне удалось показать детям все, что предусмотрено программой. Однако, я уверен, что так не везде. Предприниматели могли бы прийти в школу и спросить, что нужно, предложить, чтобы их сотрудники провели открытые уроки или даже вели физику, химию или кружок черчения в течение определенного времени, чтобы привить детям любовь к естественным наукам. Можно взять шефство над учителями — выделить им гранты. Я как руководитель предприятия готов финансировать гранты, конкурсы для молодых учителей физики, или же просто выплачивать надбавку к зарплате 10 тысяч рублей в месяц. Если мы хотим развивать бизнес не только в ближайшие несколько лет, а хотя бы на перспективу 10-15, то нужно заниматься детьми.

Например, я очень благодарен за свои навыки и умения одному очень хорошему человеку. Это Владимир Александрович Зайцев, который был в школе моим учителем по труду и вел детский кружок в Доме пионеров. Благодаря его уважительному подходу к воспитанникам я увлекся техникой. Если кто-нибудь из моих 250 учеников вспомнит меня добрым словом, то и жизнь будет прожита не зря.

N: — Есть ли у вас желание принять очередной жизненный вызов в будущем?

В.Е.: — Да. Я взял перерыв в преподавательской деятельности, поскольку хочется передавать детям самое новое и интересное, а это связано с искусственным интеллектом. По этой причине я снова сел на студенческую скамью: буду поступать в магистратуру петербургского университета ИТМО, чтобы изучать искусственный интеллект. Я уверен, что пятая технологическая революция, которую мы переживаем в связи с искусственным интеллектом, еще не до конца населением осознана. Мы получили колоссальный ресурс, что может дать большой толчок и для бизнеса, и для человека.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Практика бизнеса
Ростовский бизнесмен полгода поработал учителем физики
Ранним утром 10 января БПЛА попал в здание склада производителя пластиковых напольных конструкций ООО «Пластфактор», расположенного в Мясниковском районе.  Гендиректор предприятия Владимир Ермолов рассказал корреспонденту N подробности борьбы с огнем, пламя которого поднималось над зданием горящего склада на 20-30 метров. Пожарным расчетам при помощи сотрудников предприятия в течение дня удалось побороть пожар и не допустить переброски пламени на производственный корпус. Предприятие потеряло только склад площадью 2000 кв. м благодаря соблюдению противопожарных мероприятий и использованию огнестойкого сырья.
Просмотров: 1264

Справка

Владимир Ермолов

Владимир Владимирович Ермолов родился в Ростове-на-Дону в 1978 г., в 2000 году окончил Ростовский государственный университет путей сообщений, в 2003 году — аспирантуру при РГУПС. Высшее образование в области менеджмента получил в МИМ ЛИНК в 2005 г. В 2024 году окончил РАНХиГС по специальности «менеджмент». С 2004 года руководил предприятиями в Ростове, Туле, Волгограде, Краснодарском крае, Башкирии, среди которых ООО «Аксайская кондитерская фабрика», ООО «Донской Кондитер», АО «Тульский молочный комбинат», ОАО «Хлебозавод № 5», ООО «Галан». Генеральный директор ООО «Пластфактор» с декабря 2021 года. Отец троих детей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
Ростовский бизнесмен полгода поработал учителем физики
Южный федеральный университет планирует привлечь в 2025 году рекордный для вуза объем финансирования научной деятельности — более 4 млрд руб. Об этом сообщила ректор ЮФУ на пресс-конференции, посвященной 110-летию университета.
Образование, наука
Ростовский бизнесмен полгода поработал учителем физики
АНО «ФИРОН» при поддержке Фонда президентских грантов завершил очередной этап масштабного проекта «Школьные лаборатории. Абхазия».
Образование, наука
Ростовский бизнесмен полгода поработал учителем физики
С 29 сентября по 3 октября на базе Сибирского федерального университета в Красноярске пройдет финальный этап V Международной олимпиады по финансовой безопасности.
Образование, наука
Ростовский бизнесмен полгода поработал учителем физики
Зарегистрированная в Ростове агропромышленная компания «СТЕПЬ» реализует корпоративную программу по профориентации детей и молодежи. Цикл мероприятий назвали «Учебный год в “СТЕПИ”». С сентября до конца мая холдинг и его партнеры расскажут ребятам о преимуществах работы и возможностях карьеры в сельском хозяйстве. Организаторы рассчитывают выйти на многомиллионную аудиторию.

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.