Робот научит студентов программировать роботов
Выпускники ДГТУ разработали образовательного робота, который поможет университетам ликвидировать пробел между образовательной программой и современными требованиями работодателей. Сейчас у студентов факультетов мехатроники и робототехники часто нет возможности учиться будущей профессии на самих роботах. Молодые специалисты недополучают практические навыки и не соответствуют требованиям работодателей. Выпускники ДГТУ Олеся Дробыш, Руслан Мартынов и Роман Шевчук ощутили проблему на себе и решили исправить ее.
Проект Robokernel Олеся Дробыш, Руслан Мартынов и Роман Шевчук начали развивать, еще будучи студентами. Ребята учились на факультете мехатроники и робототехники ДГТУ, в этом году стали выпускниками, но проект не бросили и решили превратить его в бизнес:
— Как и всем студентам, нам нужно было выбрать тему командной проектной работы. Решили отталкиваться исходя из нашего опыта и начали копать в сторону образовательной робототехники. Стали смотреть, какие проблемы есть в отрасли, какова ситуация с кадрами на рынке. Пообщавшись с несколькими робототехническими и производственными компаниями, выявили, что существует дефицит инженерных кадров. На одну вакансию приходит 3-4 резюме, это намного ниже нормы, — рассказывает Олеся Дробыш.
Проблема в том, что выпускники, которые учатся на факультетах автоматизации, мехатроники, робототехники, не обладают тем пулом навыков, которые необходимы современным компаниям. Студенты зачастую не могут устроиться даже на позицию начинающего специалиста, потому что недополучают в университете практических навыков, требуемых работодателем, говорит Руслан Мартынов:
— Вузы не дают знания, которые нужны молодому специалисту на практике. Выпускники не могут найти работу по специальности, потому что не подходят под требования вакансий. 25% студентов не идут работать по специальности. А робототехнические компании не могут найти себе специалиста.
Команда Robokernel провела несколько проблемных интервью с университетами и выявила, что для практических занятий по некоторым предметам, востребованным на мировом рынке, преподавателям и студентам приходится самим собирать себе роботов. Это все превращается в долгий и неэффективный процесс.
Ребята самостоятельно разработали робота, на котором студенты роботехнических факультетов могут оттачивать практические навыки: писать код, программировать машину и налаживать ее работу. К роботу прилагаются объемные методические материалы и обучающий курс.
— Познать робототехнику без самого робота сложно. На нашем оборудовании можно учиться программировать эти сложные машины. Оно дает представление о том, что такое мобильный робот и как с ним можно взаимодействовать. Мы проводили исследование рынка вакансий, какие навыки в роботехнической отрасли сейчас востребованы. Робот учит самому свежему и актуальному: работе с такими языками программирования, как Python и С++, с Robot Operating System, базовому пониманию электрических схем. Это то, что востребовано в вакансиях инженер-робототехник, — говорит Олеся Дробыш.
Робот обладает компьютерным зрением и навигацией, способен строить карту окружающей местности и автономно передвигаться по ней, может различать объекты разного цвета. Робот совмещает в себе несколько кинематик. Он умеет кататься на гусеницах, на omni-колесах, mecanum-колесах и на обычных шинах. Робот будет выпускаться в 3 комплектациях — упрощенной, средней сложности и продвинутой.
Одна из основных сложностей проекта — трудная доставка необходимых комплектующих в Россию из-за санкций. Например, платы приходится заказывать из Китая и ждать 2 месяца. Отечественные аналоги есть, но стоят в 1,5-2 раза дороже, отмечает Олеся Дробыш.
Команда проекта рассчитывает продавать роботов университетам через портал госзакупок. Приобретение техники и оборудования для лабораторий и ресурсных центров — достаточно распространенная практика, отмечает Руслан Мартынов. При этом ребята говорят, что одна из проблем, мешающих развитию проекта, — бюрократия в вузах. На переговоры учебные учреждения идут достаточно сложно. На проблемные интервью и диалог для исследования соглашались далеко не все университеты. Процесс поиска клиентов может занять до нескольких месяцев.
В проект вложили около 600 тыс. рублей. Из них половина — личные средства основателей, половина — инвестиции научно-производственной компании «Бастион». Она заинтересовалась проектом, готова предоставить помещение для производства и помочь с маркетингом. Сейчас ребята вместе со специалистами компании ведут переговоры о поставке роботов в вузы одной из стран СНГ.
Уже собран первый тестовый робот. Основатели проекта готовы на бесплатной основе предоставить его вузам для тестирования. Первую мелкосерийную партию роботов, около 10-20 машин, рассчитывают выпустить до конца года. Стоимость одного экземпляра на рынке будет составлять около 200 тысяч рублей.
— В России достаточно много компаний, которые выпускают роботов для школ робототехники, для тех, кто делает первые шаги в программировании, для детей и подростков. И всего 2-3 компании, которые выпускают образовательных роботов для профессионалов, — говорит Олеся Дробыш. — Мы будем выигрывать за счет цены, она примерно в 1,5 раза ниже, чем у конкурентов, и за счет развития у нашего робота компьютерного зрения. Далеко не все конкуренты внедряют такие технологии.