«Привлекла возможность учиться и зарабатывать одновременно, от такого предложения не отказываются»
Студент второго курса Передовой инженерной школы Донского государственного университета Михаил Чеботарев мечтал получить престижную и высокооплачиваемую работу в нефтегазе и пошел учиться в вуз на инженера по нефтегазовому оборудованию. Полученный впоследствии опыт учебы в Передовой инженерной школе и работы на комбайновом заводе «Ростсельмаш» показал, что не только в нефтегазе сегодня можно хорошо зарабатывать молодому человеку.
Студент второго курса Передовой инженерной школы Донского государственного технического университета Михаил Чеботарев после школы хотел построить карьеру в нефтегазовой сфере.
— Россия очень много зарабатывает на нефти, и в этой сфере есть деньги. Ну и привлекал престиж профессии. По сути, на нефтяниках сейчас все держится. Мой брат работает в нефтегазе, да и отец говорил, что это неплохое направление, и я решил попробовать, — вспоминает он. Цели стать именно инженером у Михаила изначально не было, просто так совпало: он поступил в бакалавриат Донского государственного технического университета учиться на инженера по нефтегазовому оборудованию.
Отметим, что, по данным вуза, факультет «Энергетика и нефтегазопромышленность» на сегодня является одним из самых востребованных. У Михаила стало получаться. По окончании бакалавриата он получил предложение поступить в Передовую инженерную школу, недавно созданную вузом в сотрудничестве с одним из крупнейших отечественных производителей сельхозтехники группой компаний «Ростсельмаш». В рамках проекта происходит подготовка инженерных кадров с погружением в производственную среду. Студенты в рамках обучения получают от «Ростсельмаша» реальные задачи и выполняют их, одновременно осваивая теоретические (в вузе) и практические (на заводе) знания. Их наставниками выступают действующие инженеры предприятия.
— В Передовой инженерной школе предлагали наиболее реальные проекты, совершенствование в инженерном деле, и я решил: почему бы и нет? Еще привлекла возможность учиться и зарабатывать одновременно, от такого предложения не отказываются, — говорит Михаил Чеботарев.
Приемная кампания в магистратуру Передовой инженерной школы отличается от стандартной процедуры. При отборе кандидатов представители службы персонала «Ростсельмаша» знакомятся с резюме, мотивационным письмом, портфолио, рекомендациями из вуза, где претендент получил предыдущее высшее образование, или от предприятия, где он до этого работал. Студенты, прошедшие в магистратуру, заключают договор целевого обучения с «Ростсельмашем», который гарантирует им приличную стипендию — от 30 до 50 тыс. рублей ежемесячно.
Вступительные экзамены, по словам Михаила, не были для него сложными. В первый год работы Школа открыла три направления: инженеры-конструкторы, инженеры-гидравлики и инженеры-расчетчики. Михаил выбрал направление, связанное с имитационным моделированием, расчетами в области прочности и надежности (инженер-расчетчик).
Студентов разделили на несколько групп, перед каждой поставили практическую задачу, его команда создавала стенд для испытания пластиковой направляющей транспортера наклонной камеры. Стенд испытывал на прочность деталь из нового вида пластика в одном из узлов комбайна — по сути, помогал решать вопрос импортозамещения.
— По моим ощущениям качество обучения здесь намного лучше. Идет более узконаправленное обучение, нет лишних, перегружающих предметов, — говорит Михаил о своей учебе в Передовой инженерной школе. Он добавляет, что помимо прочего приобрел полезные навыки работы в команде.
Через полгода знакомый однокурсник, тоже студент Школы, который уже работал на комбайновом заводе «Ростсельмаш», предложил пройти собеседование и устроиться в штат предприятия. Сейчас Михаил работает в бюро имитационного моделирования, там же и проходил стажировку.
Основная его задача на этот год - дипломная работа, она будет посвящена стенду, над которыми работал в первый год обучения, тема — анализ напряженного деформирования состояния стенда.
На вопрос, доволен ли он своим материальным положением, Михаил отвечает:
— Человек всегда хочет больше, чем он имеет, — и добавляет: — В целом все устраивает. Если судить по студентам не из Школы, то я, конечно, пока зарабатываю больше. А в дальнейшем планирую увеличивать свои доходы.
Возвращаться в сферу нефтегаза в ближайшее время не планирует:
— Пока продолжу работу на «Ростсельмаше», по крайней мере, в ближайшие два-три года, а там посмотрим.
По его мнению, самый крутой инженер в мире — российский и советский инженер, архитектор, изобретатель, ученый Владимир Шухов, автор проектов и технический руководитель строительства первых российских нефтепроводов (1878) и нефтеперерабатывающего завода с первыми российскими установками крекинга нефти (1931). А в сельскохозяйственной сфере — американец Хайрам Мур, в 1834 году он построил и запатентовал первый зерноуборочный комбайн, который мог одновременно жать и обмолачивать зерно, эти первые комбайны тянули упряжки лошадей или волов.
На просьбу описать минимумом слов, кто такой инженер, Михаил Чеботарев отвечает:
— Это человек с пространственным мышлением, который может сконструировать все что угодно.