г. Ростов-на-Дону
24 ноября 2024 22:07:13
102.58
107.43

«Пока я не считаю систему управления оптимальной»

Ректор ЮФУ Марина Боровская продолжает искать пути оптимизации работы университета: за 2 года работы сокращено около 3 тысяч штатных ставок, объединен ряд факультетов, В частности, перемены коснулись философов и политологов, социологов и регионоведов.


С октября этого года ЮФУ готовится праздновать столетний юбилей. По мнению ректора Марины Боровской, дата основания РГУ — это часть истории федерального университета. Праздновать собираются целый год: в программе конференции, встречи, экскурсии по университету и городу. По словам Марины Боровской, назначенной ректором в 2012 году, за два года ЮФУ удалось подтянуть показатели программы развития университета: 12 невыполненных пунктов сократились до 3. Структурно ЮФУ идет по пути укрупнения факультетов с акцентом на междисциплинарность. N: — Под столетием ЮФУ, намеченным на 2015 год, подразумевается юбилей РГУ?

М.Б.: — Когда люди женятся, меняют фамилию, они не перестают праздновать дни рождения, правда? За свою историю университет много раз изменялся: делился и укрупнялся. Но, на мой взгляд, отмечая юбилей, мы празднуем столетие классического университетского образования в регионе. Подготовка к юбилею идет около двух лет. Мы хотим насытить событиями весь следующий год: это и научные конференции, семинары, встречи, экскурсии по университету и городу, торжественное собрание коллектива в октябре в Музыкальном театре, встреча выпускников. Масштабы последней должны быть впечатляющими: с 2012 года активно восстанавливаем контакты с выпускниками в России и за ее пределами.

N: — Как возникла идея создать ассоциацию выпускников?

М.Б.: — Не только имя университета помогает выпускникам, но и достижения и успехи выпускников укрепляют репутацию вуза. Сообщества в социальных сетях, например, есть и сейчас, но мы хотим перестроить контакты из неформального института в ассоциацию. У университета появится возможность более плотно сотрудничать со своими потенциальными работодателями, выпускникам станет легче отслеживать происходящее в вузе, устраивать тематические встречи и т. д. В прошлом году мы проводили встречу выпускников университета на территории «Русского дома» в Берлине. Пришли около 150 человек: часть из них были нашими студентами еще во времена ГДР, другие — эмигранты. Круги от этой встречи потом еще полгода расходились. Интерес к университету есть: просят привезти выставку, показать фильм об университете, многим интересно, что там с залом ученого совета: поменялся он или остался таким же? (Смеется.)

N: — Когда вы только вступали в должность, то говорили о необходимости развивать профили обучения, которые будут востребованы через 3–5 лет. Что сделано в этом направлении?

М.Б.: — В университете более 300 направлений подготовки. Мы продолжаем работу по реорганизации факультетов. Сегодня очень важны междисциплинарные знания, некоторые научные исследования уже невозможны без этого существования на стыке наук. Факультет филологии и журналистики реорганизован в Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации. И если год назад мы волновались и думали, что из этого получится, то сегодня могу сказать, что междисциплинарность пошла на пользу. В частности, она дала импульс новым научным исследованиям. Безусловно, лингвистика — самостоятельное направление подготовки, но сегодня студент должен иметь целый ряд базовых компетенций, которые позволят ему найти себя на рынке труда.

В конце июня на ученом совете было принято решение о создании факультета управления и 4 институтов: института социологии и регионоведения, истории и международных отношений, философии и социально-по­ли­тических наук, академии психологии и педагогики. Это, скорее, работа по упорядочиванию: специалисты этих направлений тесно взаимодействовали, их работа пересекалась, но у этого процесса не было четких очертаний.

Еще одним важным изменением в образовательном процессе университета стало то, что педагогическая подготовка перестала быть обособленной, она вошла во все сферы жизни университета. Теперь компетенции по педагогическим дисциплинам получат студенты других профилей подготовки, а академия психологии и педагогики будет готовить учителей для школ и преподавателей вузов. Проанализировав учебные планы, мы увидели, что у учителей физики и химии, например, самого изучения предметов раньше было меньше, чем теории педагогики. Будут ли еще какие-либо преобразования в ближайшем будущем, не могу сказать, эти изменения — процесс объективный.

N: — Могли бы вы рассказать, как изменилась структура управления университетом с вашим приходом? Считаете ли вы ее оптимальной?

М.Б.: — Пока не считаю систему управления университетом оптимальной. Работа с административно-управленческим аппаратом идет тяжело. Сегодня не нужны руководители, которые могут хорошо управлять только своим отделом или службой, они должны понимать значение их решений для всего университета. У части коллектива начало формироваться понимание такой ответственности, у других — пока нет. Сейчас мы очень жестко эту меру ответственности определяем. В самом начале у нас было около 11 тыс. штатных ставок, когда начали сводить единую базу, оказалось, что человек мог работать на 3–4 позициях в разных подразделениях. Мы ушли от такого удвоения, продолжаем оптимизировать систему управления. Сейчас у нас около 8 тыс. штатных ставок.

Создали систему электронных личных кабинетов. Например, молодой ученый не может поднять головы из-за того, что над ним огромное количество начальников: завкафедрой, декан и т. д. Сегодня мы идем по пути, когда у этого условного ученого один работодатель — ректор. В электронном личном кабинете он может отразить свои личные заслуги, отбор сотрудников так станет честнее и объективнее. Необходимо сделать все, чтобы дать возможность свободно и спокойно работать академическому сообществу (от студента до профессора), именно их успехами определяется развитие университета, это приоритет. Как бы гордо мы ни именовали себя адми­нист­ративно-управленческим аппаратом, в университете мы — обслуживающий персонал.

N: — Как вы оцениваете уровень взаимодействия университета с бизнес-сооб­щес­т­вом?

М.Б.: — Мы взаимодействуем более чем с 70 промышленными компаниями. Среди них и работающие в высокотехнологичном секторе. Живой пример — НПП КП «КВАНТ», они занимаются разработками в области косми­ческой отрасли. Мы запустили для них 2 магистерские программы. Над учебными планами работаем вместе: когда они сказали нам, что есть необходимость сократить часы по проектированию и усилить конструкторскую подготовку, мы пошли по этому пути. В этом смысле магистерские программы — отличная форма взаимодействия, мы можем сотрудничать с нашими бизнес-партнерами очень оперативно.

N: — Как вы могли бы прокомментировать слова, сказанные в 2012 году директором Центра университетского менеджмента НИУ ВШЭ Евгением Князевым, о том, что в процессе создания федеральных университетов сместились изначальные принципы: не удалось додумать их предназначение и место в образовательной системе?

М.Б.: — Я с большим уважением отношусь к мнению Евгения Князева, он был одним из соавторов идеи создания федеральных университетов, мы продуктивно взаимодействовали с ним. К сожалению, в прошлом году он погиб в авиакатастрофе. Если говорить о целях федерального университета, то думаю, что сегодня мы уже все-таки понимаем их. Основная задача — усиливать интеграцию и создавать единое научно-образовательное пространство в своем регионе. В конце прошлого года мы создали консорциум университетов Южного федерального округа. Из 79 вузов региона в него вошли 29 вместе с нами. Отбор был основан на аудите научных исследований в вузах. Членам консорциума предлагаются совместный тематический план научных исследований, общий доступ к электронным базам данных, лабораторному оборудованию. Мы понимаем, что науку в одиночку делать нельзя. Создан «Клуб девяти»: по числу федеральных университетов в стране. В его рамках со следующего учебного года мы запускаем сетевую программу подготовки. Предполагается, что ее участники смогут получить двойной диплом.

N: — Какова сейчас зарплата научного сотрудника ЮФУ?

М.Б.: — Средняя зарплата научно-преподавательского состава — более 35 тыс. рублей. Профессорский состав получает около 41 тыс. рублей. Постепенно мы хотим перевести всех сотрудников на эффективный контракт, включающий в себя базовую часть и ряд надбавок за исследовательскую работу и пр.

N: — Каков бюджет университета в этом году?

М.Б.: — Около 5,5 млрд рублей. Основной источник дохода — госзадание по подготовке специалистов. В прошлом году 1,2 млрд рублей мы получили за свои научные исследования (это и договорные отношения, конкурсы). В этом году надеемся, что доход от науки достигнет 1,5–1,6 млрд рублей.

N: — Как продвигается строительство общежитий ЮФУ?

М.Б.: — Мы заканчиваем строительство на территории кампуса на Западном. Уже есть 4 общежития, один жилой дом на 500 человек, еще один дом для молодых ученых будем сдавать в начале следующего года. В Таганроге пока занимаемся только реконструкцией, т. к. без коммуникаций не можем приступить к строительству. В бюджете города на этот год создание инфраструктуры под такое строительство не предусмотрено.

N: — Какие задачи считаете приоритетными в ближайшем будущем?

М.Б.: — Есть программа развития ЮФУ, утвержденная правительством еще 7 лет назад при создании федеральных университетов, в этом направлении мы и будем двигаться. Я не хочу обсуждать возможность изменения этой программы, перед нами поставлен ряд серьезных требований, над которыми мы будем работать. Когда я пришла, мы по 12 показателям не выполняли программу развития, сегодня их 3. Это необходимость попасть в международный рейтинг вузов не ниже чем на 500-е место (сегодня мы на 613-м), в общем числе сотрудников количество научно-педагогического коллектива должно быть на уровне 46%, пока этого не удалось достичь. Есть и проблема по количеству защит научных работ. Мы планируем бороться за качество знаний наших абитуриентов. Для этого в прошлом году были повышены пороговые значения ЕГЭ — по разным предметам от 50 до 60 баллов, и в этом мы не готовы снижать планку. При этом количество поступивших в ЮФУ несколько сократилось: в прошлом году приняли 7,5 тыс. студентов (в 2012-м — 10,8 тыс. человек).

Просмотров: 5736

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
«Пока я не считаю систему управления оптимальной»
Российских работодателей обязали оплачивать наставничество как дополнительную работу. Это здорово! Но еще лучше, если бы финансирование наставничества развивалось не только со стороны заказчиков, но и подрядчиков ― высших и средних учебных заведений.
Образование, наука
«Пока я не считаю систему управления оптимальной»
Агрохолдинг «Степь» вступил в качестве партнера в федеральную программу профориентации для школьников «Билет в будущее». Программа внедрена во всех российских школах в рамках внеучебной программы. Материалы, подготовленные с помощью ростовской компании, знакомят ребят с профессией агронома и особенностями полевых работ.
Образование, наука
«Пока я не считаю систему управления оптимальной»
Постдок из Индии Четан Кесвани работает ведущим научным сотрудником в Академии биологии и биотехнологии имени Д. И. Ивановского Южного федерального университета. Его деятельность направлена на повышение плодородия без добавок химических удобрений и пестицидов, а также на оздоровление почвы. Он также возглавляет молодежную лабораторию, считая российских студентов чрезвычайно любознательными.
Образование, наука
«Пока я не считаю систему управления оптимальной»
Агрохолдинг «Степь» поддержал проект по развитию сообщества «Медиакампус #ДонМолодой». Инициатива реализуется в Ростовской области — базовом регионе присутствия компании. Молодым специалистам в области медиакоммуникаций компания предложила практический кейс в качестве задания, а также практики и стажировки.