«Обычно в кино показывают: странные люди мчатся на учебу с улыбкой. Это про меня»
Увлечение радиоэлектроникой привело Анастасию Фролову в Донской государственный техуниверситет изучать приборостроение. А отличная учеба и интерес ко всему новому — в Передовую инженерную школу этого университета, где она на практике осваивает еще одно направление работы инженера — имитационное моделирование, расчеты в области прочности и надежности.
— Мне нравится узнавать что-то новое, а в Передовой инженерной школе нового очень много. Всегда с удовольствием иду на пары. Знаете, обычно только в кино такое показывают — когда странные люди мчатся на учебу с улыбкой. Вот это про меня, — рассказывает Анастасия Фролова, студентка второго курса Передовой инженерной школы Донского государственного техуниверситета.
С детства ее интересовали приборы: будильники, небольшие радиоприемники. По ее мнению, самый крутой инженер в истории и современности — Никола Тесла:
— Он открыл новую область знаний. До него электричество было сродни магии. Кроме того, он изобретал новые приборы.
Однажды знакомая рассказала о том, как интересно было учиться в Донском госуниверситете по специальности «приборостроение», и Настя решила тоже поступать туда. Ее бакалаврская работа была посвящена разработке прибора для измерения уровня влажности почвы, который отправлял собранную информацию на сервер. Идею подсказала одна из преподавателей вуза, которая хотела получить такой прибор для своих исследований. Эта работа получила отличную оценку, и в планах Анастасии было развивать ее в магистратуре приборостроения, но тут поступило предложение о поступлении в Передовую инженерную школу:
— К тому моменту я уже сдала вступительные экзамены в магистратуру. Научный руководитель посоветовал мне согласиться, сказал, что в Школе я смогу собрать много материала для своей магистерской диссертации. В общем, я приняла предложение. И не жалею.
В первый год работы в Передовой инженерной школе было открыто три направления: «инженеры-конструкторы», «инженеры-гидравлики» и «инженеры-расчетчики». Учебную программу, связанную с приборостроением, запустили позже. Так что Настя сменила направление — выбрала имитационное моделирование, расчеты в области прочности и надежности.
— Я знаю ребят, которые изучают технологию машиностроения в вузе, большую часть их обучения занимают лекции, плюс они выполняют лабораторные работы и делают простейшие расчеты на компьютере. Нам же в начале семестра сразу обозначили задачу: нужно разработать стенд. И мы приступили к работе с нуля: выясняли, под какой комбайн хотят этот стенд, его размеры, массу, что именно нужно измерять. Сами готовили конструкторскую документацию, делали все расчеты. Естественно, нам подсказывали и помогали, но основная работа легла на наши плечи, — рассказывает Настя о специфике обучения в Школе. Она добавляет, что все преподаватели Школы — практики, читали лекции с большим количеством примеров из личного опыта. Это было особенно ценно потому, что все знания, которые получали на лекциях, студенты тут же использовали для выполнения заданий от завода:
— Например, в процессе изучения предмета «Теория инженерного эксперимента» мы подготавливали конструкторскую документацию, изучали «Структурно-параметрическое обоснование подсистем и операций сельскохозяйственных машин» и рассчитывали надежность узлов и конструкции, на предмете «Трансмиссии рабочих органов сельскохозяйственной техники» изучили методику расчета цепной, ременной, зубчатой передач, которые легли в основу расчетов стендов.
В первый год ей пришлось работать сразу над двумя стендами. Первый проверял работоспособность автоматической коробки передач тракторов в условиях наклона до 30 градусов относительно продольной и поперечной осей. Второй испытывал на прочность деталь из нового вида пластика в одном из узлов комбайна — по сути, помогал решать вопрос импортозамещения. Защита обоих проектов прошла успешно.
На вопрос, легко ли быть отличницей в Передовой инженерной школе, Настя отвечает:
— Не скажу, что легко. Уровень загруженности высокий — у нас шестидневка. Бывало такое, что полдня пары — а потом бежим на работу и наоборот. С другой стороны, учебный процесс выстроен таким образом, что очень большой пласт знаний мы получаем не столько в виде лекций, сколько на практике, и тут же закрепляем. Благодаря этому многие процессы узнаешь глубже и понимаешь лучше. Наверное, с этой точки зрения отличницей быть легче.
Свое материальное положение она называет уверенным:
— У нас достаточно высокие стипендии — намного выше, чем в среднем по Ростовской области, да и в целом по стране. Потому что помимо академической стипендии за оценки мы получаем стипендию от завода.
На первом курсе Школы Настя устроилась работать на «Ростсельмаш» на полставки и планирует продолжить работу на предприятии после завершения учебы. С учетом навыков, которые дают в Передовой инженерной школе, ее выпускники могут рассчитывать на более высокий уровень зарплаты — от 60-70 тыс. рублей, это примерно на 30% выше, чем у выпускников бакалавриата или магистратуры технического вуза. Но, конечно, нужно будет проявить себя на работе.
— В этом году моя главная цель — хорошо написать диссертацию и защитить ее, чтобы опять получить красный диплом. А еще — окончательно определиться с направлением. Потому что училась я на приборостроении — это ближе к электронике, а сейчас и в комбайнах разбираюсь немного, — говорит Настя.
Возможности найти свое направление есть:
— «Ростсельмаш» растет, строит тракторный завод, завод прицепной и навесной техники, уже запустил цех сборки трансмиссий, есть команды инженеров, которые занимаются «железом», есть те, кто только электроникой, например созданием автопилота для комбайнов.
На просьбу описать минимумом слов, кто такой инженер, Анастасия Фролова отвечает:
— Это тот, кто делает что-то новое и очень полезное. Творец хорошего.