г. Ростов-на-Дону
23 декабря 2025 01:41:58
79.31
92.86

Научиться испытывать комбайны в виртуальном пространстве

Дмитрий Мацюк учится в Передовой инженерной школе и занимается разработкой комбайнов с помощью программ имитационного моделирования. Он мечтает, чтобы об огромных возможностях «имитационки» узнали молодые специалисты, которые хотят проверять самые разные разработки с помощью виртуальных моделей.

— С детства был любопытный мальчик, разбирал все, до чего дотягивался, — проекторы, старые механические часы, — рассказывает Дмитрий о своих первых увлечениях. — Потом в школе осознал, что никакие предметы, кроме физики, мне не интересны, и я их изучать не буду. Только литературу не игнорировал. Учительница физики, у которой я был круглым отличником, доверяла мне в 8-м классе, когда сама не могла, вести по учебнику уроки у 9-х и 10-х классов.

Родители культивировали желание сына заниматься физикой, нанимали репетиторов — профессоров кафедры в университете.

В 9-м классе Дмитрий занял второе место на олимпиаде Донской академии юных исследователей, где проводился конкурс среди школьников по физике.

— Там была пара интересных работ. Например, один парень описал, что такое голограмма. Мне тогда было 16 лет, — вспоминает Дмитрий. — Я выступил со своим проектом по изучению реакции нитрата серебра (серебряное зеркало) в разных средах под разным воздействием. Считаю, это была отправная точка на моем пути к профессии инженера.

После окончания школы Дмитрий хотел учиться в Южном федеральном университете, но для этого ему не хватило двух баллов по физике:

— Меня привлекала кафедра ядерных исследовании. Очень интересовало, как есть то, чего мы не видим, и это все по своим законам живет, которые мы к тому же не можем себе представить.

В результате Дмитрий поступил в Ростовский Госуниверситет путей сообщения на направление теплоэнергетики. В конце обучения ему предложили работу в компании «Ростсельмаш».

  — Мне сказали, что это должность конструктора, но что я буду делать, не знал,  — вспоминает Дмитрий. — Меня отправили в отдел расчетов на собеседование, но ни на один вопрос я не ответил правильно, так как не знал машиностроение. Но сказал, что люблю механику и хочу работать. В результате меня взяли в отдел расчетов, в бюро имитационного моделирования. И это оказалось даже лучше, чем если бы я учился в университете на физике. Потому что о тех возможностях, которые открываются благодаря программам имитационного моделирования, не рассказывают в университете. Оттуда выходишь просто умненьким, в руки тебе никакой специальности не дают.

Дмитрий считает, что всего за год после окончания вуза в профессиональной сфере он «прошел большой  путь от мальчика, который видел пару котельных и кучу ненужной технической литры, и не знал, куда идти».  

Об имитационном моделировании Дмитрий рассказывает очень увлеченно:

— Как представить, чем я занимаюсь? Если очень упростить, то мы рисуем «мультики». Инженер- конструктор присылает задание проверить, будет ли работать тот или иной узел в комбайне. Мы знаем, с какой частотой крутятся барабанчики, и рисуем, как колосовая масса пойдет по всему комбайну. Кстати, зерна внутри комбайна в наших моделях — это шарики. Мы создаем реальность, приближенную к действительности. Одна из последних задач — проверка загрузной системы нового комбайна. Наша работа помогает сделать так, чтобы комбайн не надо было выгонять в поле для проверки работы тех или иных узлов, экономится время и снижается количество конструкторских ошибок.

После поступления на работу Дмитрий захотел продолжить обучение, и он поступил в Передовую инженерную школу при Донском государственном техническом университете. Такие школы были созданы в 2022 году в разных городах России, чтобы максимально приблизить обучение к производству:

— Я хотел, чтобы Школа улучшила мои компетенции в области расчетов, чтобы лучше понимать, как работают эти программы. В результате здесь я изучил те области машиностроения, которые бы никогда не стал изучать. Например, гидравлику. Стоит отметить уровень преподавателей, 90% — великолепные. Я английский до этого терпеть не мог. Лютой ненавистью ненавидел, поменял 5 репетиторов, 10 учебников — и ничего. А здесь молодой преподаватель английского вызвал у меня небывалый интерес, и сейчас я потихоньку  изучаю язык. И таких примеров много. Например, преподавался сопромат в легкой доступной форме без страшилок том, что вы зачахните над учениками. Наш преподаватель сопромата на красивейших рисунках идеальным почерком все объяснял, и я первый раз в жизни ходил на все лекции! Не пропустил ни одного занятия, все записывал, все нарисовал. Я рад, что в Школе мой научный руководитель — Андрей Владимирович Бутовченко, преподаватель по имитационному моделированию, доктор технических наук, профессор, он взялся за развитие моих профессиональных компетенций. В первом семестре я защищал проект наклонного стенда для автоматической коробки передач тракторов. Со второго семестра у меня появился проект стенда воздушных потоков системы очистки зерноуборочного комбайна. Все это очень интересно.

Дмитрий считает, что формат взаимодействия университета и производства — это «великолепно»:

— Бакалавры Школы выйдут из нее профессионалами, они будут понимать, что от них хотят и зачем они учились.

Дмитрий говорит, что благодарен людям, без которых было бы невозможно построить процесс обучения так свободно, — руководителям, заместителю начальника отдела расчетов Владиславу Валерьевичу Говорову и начальнику бюро имитационного моделирования Дмитрию Николаевичу Иванову.

Материальная сторона жизни сегодня Дмитрия также устраивает:

— За два дня до начала учебы в Школе я узнал о повышенной стипендии, думал, 5-7 тысяч рублей, классно. Но неожиданно стипендия оказалась весьма приличной. Я чувствую себя финансово крайне уютно и в какой-то степени более свободно, чем раньше.

Через пять лет Дмитрий хотел бы быть кандидатом технических наук и совмещать научную деятельность с инженерной деятельностью на заводе, говорит, что всегда мечтал преподавать:

— Интересно было бы в Школе преподавать имитационное моделирование. Показать ребятам, что не надо выходить в поле, валятся на холодной земле. Сидите в офисе в белой рубашечке и делайте интересные вещи в виртуальном пространстве!

Просмотров: 1407

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
Научиться испытывать комбайны в виртуальном пространстве
Прошедшим летом ученые из Ростова и Краснодара раскопали часть скелета мамонта недалеко от Абинска. Открытие стало возможно благодаря оперативному сигналу от местных жителей, обнаруживших древние кости. Заведующий лаборатории палеогеографии Южного научного центра РАН кандидат биологических наук Вадим Титов рассказал, что российская палеонтология испытывает серьезный дефицит кадров, и помощь энтузиастов очень актуальна.
Образование, наука
Научиться испытывать комбайны в виртуальном пространстве
Ученые ЮФУ экспериментально доказали, что широко используемые в сельском хозяйстве пестициды даже в малых дозах могут представлять скрытую угрозу для почвенных бактерий. Более точный биоскрининг показывает, что безопасные для растений препараты у микроорганизмов, которые отвечают за здоровье почвы, вызывают окислительный стресс, повреждают ДНК, резко усиливают частоту мутаций.
Образование, наука
Научиться испытывать комбайны в виртуальном пространстве
АНО «ФИРОН» завершила реализацию масштабного образовательного проекта 2025 года — «Школьные лаборатории. Абхазия», созданного при поддержке Фонда президентских грантов.
Образование, наука
Научиться испытывать комбайны в виртуальном пространстве
4 декабря 2025 года в коворкинге «Рубин» (пр. Театральный, 85) состоится Образовательный инновационный форум — итоговое мероприятие Инновационного бизнес-акселератора 2025, организованного департаментом экономики г. Ростова-на-Дону и АНО «ФИРОН».

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.