Мужчины больше верят в заговоры, а женщины — в мистицизм
Психологи ДГТУ и Северного университета исследуют проблему увлечения молодежи теориями заговора.
Особенности представителей поколения Y и Z изучат в рамках выигранного гранта «Трансформация конспиративистской ментальности молодежи поколения Y и Z» Российского научного фонда. Работать над проектом будут специалисты ДГТУ и Северного университета во главе с профессором кафедры «Общая и консультативная психология», доктором психологических наук Владой Пищик и профессором Северного (Арктического) федерального университета доктором психологических наук Маргаритой Постниковой.
По мнению исследователей, в науке еще в недостаточной мере решен вопрос отношения к заговорам представителей различных поколений. Для нового исследования в выборку включили представителей поколения Y (родившихся с 1982 по 1999 г.) и Z (родившихся с 2000 г. по настоящее время) по национальному и половому признакам, а также по профессиональной направленности. База данных составит от 500 до 1000 человек. Исследования охватят Ростовскую область, Архангельск, Симферополь и Крым.
Психологи изучают конспиративистские установки, ценности, привязанные к ним, типы и виды этой веры: вера в конец света, НЛО, климатический коллапс, фармацевтические, политические заговоры. Одна из задач исследования — выяснить, какие теории доминируют в молодежной среде. Также будут рассмотрены ситуативный фактор, например ситуация с COVID-19, и актуальная политическая ситуация. По мнению ученых, подобные события в том числе могут стать причиной возникновения или прогрессирования веры в заговоры. Сейчас специалисты производят анализ накопленного материала исследований зарубежных психологов. По словам Влады Пищик, в России проводятся современные исследования на тему конспирологической ментальности, но без учета психологической подоплеки:
— В основном эти материалы относятся к сферам философии и социологии. К ним можно отнести исследования о том, как установка веры в заговоры влияет на динамику вакцинации — на популярность т. н. антиваксерного движения. Согласно выводам ученых, вера в заговоры — это один из предикторов, который может препятствовать вакцинации.
Еще одной задачей исследователей станет выделение психологических особенностей личности, склонной к приятию конспиративистских установок. Согласно результатам исследований, проведенных иностранными учеными, конспиративистским взглядам подвержены люди с шизотипическими расстройствами, с паранойяльными радикалами и другими психическими заболеваниями. По словам Влады Пищик, мистическое мышление присуще всем людям:
— Мужчины больше верят в заговоры, связанные с социально-политической сферой, женщины — в мистицизм, магическое воздействие извне. Причем эмпирически подтверждено, что чем выше уровень интеллекта, тем больше оно проявлено. По предварительным данным среди ростовской молодежи (возраст от 19 до 30 лет): больше всего девушки верят в политический и продуктовый заговоры. Юноши в большей степени верят в политический и мировой заговоры. И юноши, и девушки озадачены фармацевтическим заговором. Очень малый процент, примерно 25%, верят в пришельцев, юноши в большей степени. Аспект «плоской Земли» мы не изучаем, студенты технического вуза вряд ли в это верят. Конспирологические верования сами по себе безобидны. Но когда решается вопрос о том, делать прививку от COVID-19 или нет, и ситуация достаточно тревожная, то тут и вступает в силу верование, которое может не позволить нам делать прививку. В масштабах общества очень много национальных конфликтов основывается на подобных предубеждениях, когда какая-нибудь национальная группа может выступать угрожающей силой.
Влада Пищик рассказала, что новый проект станет продолжением более ранних исследований:
— Тему исследования предложила я, поскольку в 2013 г. я, занимаясь проблемами трансформации ментальности поколений, обнаружила исследование Bruder M., Haffke P., которые исследовали веру в заговоры в различных странах. После этого мы с моей магистранткой С. Ш. Муталимовой провели исследование, создали методику. И конечно, был получен интересный результат. Прошло время, и на фоне пандемии, экономических проблем тема опять актуализировалась, я подала тему для гранта в Российский научный фонд и выиграла — проект «Трансформация конспиративистской ментальности молодежи поколения Y и Z». Я неуклонно развиваю тему исследования психологических особенностей поколений России. Много у меня на эту тему публикаций. До этого три года я работала в гранте РФФИ по теме «Динамика ценностей поколений как маркер трансформации социальных отношений в российском обществе». Конечно, он предварял данную тематику.
По мнению Маргариты Постниковой, изучение проблемы поколений не утратило своей актуальности:
— Проблема поколений — одна из важнейших в научном знании. Ее изучением занимаются представители разных направлений: антропологи, философы, социологи, историки, культурологи, этнографы и, конечно, психологи. Изменения, произошедшие в российском обществе за три последние десятилетия, коснулись всех сфер жизнедеятельности человека — экономической, политической, социальной, культурной — и повлекли за собой разрушение ценностей, которыми руководствовались люди в реальной жизни. Сейчас пропагандируются новые образцы человеческих взаимоотношений, не всегда понимаемые и принимаемые в российском обществе, наметилось серьезное рассогласование в преемственности культурного наследия, выработанного предшествующими поколениями. В этой связи становится актуальным поиск путей, стабилизирующих развитие общества.
Грант будет реализован в течение двух лет. Второй год будет посвящен разработке программы тренинга по коррекции конспиративистских установок у молодых людей. Программа может быть использована в воспитательной деятельности, осуществляемой педагогическим коллективом ДГТУ. Помимо профессоров ДГТУ и САФУ участие в исследовании примут выпускники ДГТУ — сотрудник кафедры «Общая и консультативная психология» ДГТУ Дмитрий Жолдасов и аспирантка кафедры первого года обучения Есения Черкасова. С результатами более ранних исследований можно ознакомиться в статье Пищик В. И. и Лобачевой А. О. «Особенности религиозности и веры представителей «информационного» и «нового» поколений» («Социальная психология и общество», 2022, том 13).