«Мечтаю поработать в компании Toyota»
Роман Середняк учится в Передовой инженерной школе Донского государственного технического университета. При этом, по его словам, инженером он никогда становиться не планировал и даже не думал об этом, особенно о работе в сельскохозяйственной сфере.
Передовые инженерные школы были созданы в прошлом году для качественно иного уровня инженерного образования. Их особенностью стала практикоориентированность. Студенты с первых дней обучения собираются в команды и решают реальные проблемы заводов и фабрик.
— Всегда считал, что инженер — это довольно специфическая профессия, которая подходит только людям с богатой фантазией и умением думать не как все. В принципе, я до сих пор в этом уверен, хотя и работаю инженером-конструктором. Иногда сам задаюсь вопросом, почему выбрал именно эту профессию, а не какую-нибудь еще. Возможно, хотелось попробовать себя в другой сфере деятельности, — говорит Роман.
До этого он учился в Донском государственном техническом университете на факультете «Энергетика и нефтегазопромышленность» и заканчивал направление «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов».
— Изначально планировал получить диплом магистра по тому же направлению, но после защиты диплома бакалавра мне позвонили и предложили поступить в Передовую инженерную школу. Нам рассказали о новой системе обучения, гарантированном трудоустройстве, стипендии, а также о работе в командах над реальными проектами компании «Ростсельмаш». Меня это заинтересовало, поэтому решил попытать свои силы, — вспоминает собеседник.
Он сдавал вступительный тест по своей специальности. В зависимости от набранных баллов решалось, поступил человек или нет. По словам Романа, первым серьезным отличием Передовой инженерной школы от обычного обучения является объем, а именно количество пар и учебных часов.
— У других студентов магистратур очень мало пар по сравнению с нами, раза так в полтора, а то и в два. Вторым отличием является наличие кейсов, проектов, которые дает «Ростсельмаш» для их выполнения в команде. И третий принципиальный момент, на мой взгляд, заключается в совмещении учебного процесса и работы на заводе. Этого, по моему мнению, делать не стоило. Хотя практика и дала мне львиную долю знаний. Но это уже вопросы к самой реализации учебного процесса. Возможно, я упускаю какие-то моменты, но лишь из-за того, что я студент второго курса, — считает Роман.
В первом семестре Роман работал над универсальным стендом для испытаний различных типов гидроцилиндров. Но в связи с малым опытом в разработке стендов и сфере гидравлики в полной мере реализовать стенд не получилось, однако и провалом проделанную работу назвать нельзя, говорит Роман. Вторым проектом стал стенд исследования воздушных потоков системы очистки зерноуборочных комбайнов. Его реализовать, по его словам, получилось куда лучше, на данный момент стенд уже собирают на «Ростсельмаше».
Что касается защиты итогового проекта, то процесс, как отмечает Роман, напоминает защиту диплома, только уровнем выше. Различие еще и в том, что студенты в своих группах отчитываются целой комиссии преподавателей и начальников как со стороны университета, так и со стороны «Ростсельмаша».
Там же Роман проходил производственную практику, а именно в Конструкторском бюро гидравлических систем.
— Стажируюсь я на «Ростсельмаше» уже без малого один год. Сначала было очень сложно и непонятно, так как до этого к гидравлике я отношения никакого не имел, а были только поверхностные знания из курса физики и личного опыта. Освоился на новом месте быстро. Способствовали этому отличный коллектив и начальство, которое поручало сложные, но интересные задачи. Например, меня отправили в командировку на второй неделе, после того как устроился туда. Сейчас таким уже не удивишь, походы на испытания опытных машин, командировки и так далее стали обычными вещами. Это дало колоссальный опыт. В какой-то степени я рад всем трудностям, они закаляют, позволяя расти, — уверен собеседник.
Что касается материального положения, то стипендия составляет от 30 до 40 тысяч рублей. Зарплата на заводе у всех студентов Передовой школы примерно одинаковая, если считать людей, работающих на полставки, и, по уверению Романа, она небольшая.
— Грандиозных планов у меня пока нет. Из приоритетных задач — написание магистерской работы и повседневная работа в бюро. Собираюсь и дальше трудится инженером, но не уверен, что в дальнейшем это будет «Ростсельмаш». Если говорить о зарплате, то 45-50 тысяч в первый год были бы неплохим стартом. При этом у меня есть компания мечты — крупнейшая японская автомобилестроительная корпорация Toyota. Меня всегда привлекало то и что они делают, — отмечает Роман.
По его словам, инженер — это человек, двигающий технологический прогресс.
— На данный момент, мне кажется, в нашей стране инженером быть все еще не особо престижно. Знать и понимать нужно многое, при этом важно иметь знания не только в своей сфере, но в смежных с ней. Заработная плата невысокая, а требования огромны. В большинстве своем людям моего возраста и младше это неинтересно, сложно и непонятно. Плюс сама профессия довольно специфическая, подойдет не каждому. Надеюсь, в ближайшем будущем все изменится и быть инженером станет престижнее, — подытожил Роман.