«Мечтаю о достижении технологического суверенитета страны»
Артем Атаманчук еще до поступления в университет увлекался техникой, поэтому после школы решил поступать на специальность «наноинженерия» в Инженерно-технологическую академию Южного федерального университета.
— Направление, на которое поступил, показалось интересным. Оно привлекло тем, что позволило развить технические навыки и знания, познакомиться с экспериментальным и технологическим оборудованием. А также начать заниматься исследовательской деятельностью в области новых материалах для электроники: технология материалов, их анализ и характеризация, экспериментальные исследования.
В магистратуре Артем обучается на образовательной программе Передовой инженерной школы «Новые материалы и технологии наносистем» по направлению «Нанотехнологии и микросистемная техника».
— После окончания бакалавриата передо мной встал выбор дальнейшей профессиональной траектории. Поступали предложения о трудоустройстве, но я решил пойти в магистратуру. По интересным мне направлениям были открыты программы Передовой инженерной школы Южного федерального университета, я выбрал «Новые материалы и технологии наносистем». Также принимал участие в различных конкурсах, стажировках и практиках, в том числе наша команда выиграла грант на научные исследования от Передовой школы, — говорит Артем.
Принципиальное отличие инженерной школы — это проектная направленность программы. Выбор образовательной траектории Артема строился именно вокруг этого.
— Могу еще отметить большое количество внеаудиторной активности. Стажировки на предприятиях позволили мне определиться со своим профессиональным будущим. Для студентов, желающих проявить себя, проводится большое количество конкурсов на получение дополнительной квалификации, на предоставление грантов на научные исследования (которые идут в зачет проектной деятельности) и так далее, — поясняет собеседник.
Цель проекта, над которым работает Артем, состоит в том, чтобы выявить закономерности влияния режимов полировки на шероховатость поверхности, а также в выборе оптимальных параметров электронно-лучевой обработки подложек карбида кремния.
— Дело в том, что карбид кремния является достаточно перспективным полупроводниковым материалом для микроэлектронной промышленности. Но для его использования необходимо создать предельно гладкие поверхности его подложек, поскольку процесс эпитаксиального наращивания слоев (метод, посредством которого создаются приборы из карбида кремния. — Прим. автора) очень чувствителен к гладкости этих подложек (недостаточная гладкость — невозможность проведения эпитаксии. — Прим. автора).
Традиционные методы полировки (создание гладких поверхностей. — Прим. автора) имеют недостатки: длительность процесса и его сложность, — объясняет Артем.
С командой он разрабатывает нетрадиционный метод полировки, основанный на тепловом воздействии электронного луча на поверхность подложки карбида кремния, что приводит к повышению гладкости.
Их группа состоит из обучающихся разных уровней, магистратуры — бакалавриата и аспирантуры. Роли распределяет руководитель проекта в зависимости от компетенций и выбранной образовательной траектории, говорит он.
За успешную учебу Артем получает академическую стипендию, также по гранту он работает инженером в Передовой инженерной школе.
— Моя основная задача — по максимуму воспользоваться возможностями, которые предоставляют Южный федеральный университет и Передовая инженерная школа. Параллельно с трудоустройством планирую поступить в аспирантуру, — отмечает он.
Место работы Артем пока не выбрал. Компании мечты у него нет, но есть те, в которых хотелось бы поработать, например в nt-mdt Spectrum Instruments, «Монокристалле», «Ангстреме», на научно-производственном предприятии «Исток» им. Шокина, а также на научно-производственном предприятии космического приборостроения «Квант».
По словам Артема, инженер — это человек, который умеет решать задачи. По его мнению, самым крутым инженером был Сергей Королев.
Артем мечтает о достижении технологического суверенитета страны и возвращении отрасли микроэлектроники на мировой уровень.
— Сейчас инженером быть престижно. Хорошие инженеры были и остаются востребованными специалистами в России, — уверен он.
Передовая инженерная школа Южного федерального университета называется «Инженерия киберплатформ». В ее составе образованы дивизионы (отделы) «Приборы, комплексы и системы» и «Киберфизические платформы», образовательная деятельность которых базируется на реализации бакалаврских и магистерских образовательных программ по направлениям подготовки «Мехатроника и робототехника», «Электроэнергетика и электротехника» и другие.
Ключевая цель развития взаимодействия с ведущими компаниями — партнерами школы («Ростехом», «Элементом») связана с созданием как новой совместной с индустриальными партнерами исследовательской инфраструктуры, так и научно-производственных площадок. Они организованы совместно с индустриальными партнерами для создания демонстраторов новых технологий, прототипов изделий, а также платформенных решений высокого уровня готовности.