г. Ростов-на-Дону
24 ноября 2024 17:37:22
102.58
107.43

Инженерная школа развивает робототехнику

В Передовой инженерной школе Южного федерального университета назначен новый руководитель Александр Федотов. Он рассказал о современных задачах Школы и ее индустриальных партнерах.

Передовая инженерная школа — не просто проект, это новая веха в процессе реформирования инженерного образования. Нужно воспитать изобретателя, инженера будущего. Эту задачу можно решить, организовав образовательный процесс и систему научной работы таким образом, чтобы они максимально были встроены в планы наших индустриальных партнеров.

Особенность нового стандарта — в создании образовательной инженерной среды с инфраструктурой предприятий-партнеров, а также участии этих предприятий в постановке задач, разработке образовательных программ, включая учебный план и темы проектов и выпускных квалификационных работ. Формирование новых компетенций у студентов Школы позволяет сократить время их адаптации на предприятиях. Образовательный процесс выстроен вокруг мультидисциплинарных научно-технических проектов с фокусировкой на ключевых партнерах школы.

В Школе запущено уже 10 научных проектов по разработке платформенных решений для робототехнических комплексов. Ключевыми можно назвать следующие:

1. Разработка системы управления робототехнического комплекса для сейсморазведочных работ с использованием группы необитаемых подводных аппаратов. Завершен первый этап, в рамках которого разработан образец системы группового управления робототехнического комплекса. На 2024 год планируется проведение испытаний. Разработка ведется совместно с предприятием «Рубин».

2. Создание программно-аппаратных средств повышения автономности борта комплексов с беспилотными летательными аппаратами. Разработаны программное обеспечение планирования маршрута полета, а также демонстратор тренажерно-моделирующего комплекса для отработки форм и способов применения аппарата и обучения операторов. Проект реализуется по заказу компаний «Уральский завод гражданской авиации» и «Кронштадт — беспилотные системы».

3. Разработка технологии инкапсуляции элементов микроэлектромеханических систем на уровне кремниевой пластины. Она нужна для обеспечения уровня вакуума в области подвижных частей устройств, что повышает добротность системы и дает возможность улучшить чувствительность или диапазон детектируемых значений. Технология позволяет увеличить выход годных изделий и снизить себестоимость конечных устройств.

4. Разработка помехоустойчивого канала связи и передачи информации для беспилотных летательных аппаратов — прикладная задача в рамках проектной деятельности студентов. Цель — создание помехозащищенного радиоканала с передачей данных на расстояние до 5 км. Это студенческая разработка, которая сейчас развивается в рамках акселератора. Потенциально она может заинтересовать производителей мультикоптеров.

Разработки в области комплексов с беспилотными летательными аппаратами реализуются в рамках создания средневысотных устройств, выпуск которых планируется на предприятиях индустриальных партнеров. Серийное производство намечено на 2026 год. Объемы серии — несколько сотен аппаратов в год при стоимости каждого около 450 млн рублей. В 2024 году стартовала федеральная программа «Беспилотные авиационные системы». Разработки Школы будут внедрены в рамках реализации программы в период до семи лет.

В области робототехнических комплексов с использованием автономных необитаемых подводных аппаратов разработка будет осуществляться этапами: экспериментальный образец роботизированного комплекса из 6-10 аппаратов (2025-2026), опытный образец из 200 единиц (2027-2028) и серийный образец из 1000 аппаратов (2029-2030).

Разработка технологии инкапсуляции элементов микроэлектромеханических систем на уровне кремниевой пластины ведется совместно с индустриальным партнером, на базе которого в дальнейшем планируется наладить серийный выпуск устройств. Перспективу промышленного внедрения технологии можно оценить в 3-5 лет. Это позволит решать технические задачи на более высоком инженерном уровне.

Разработанные акселерационные программы в Южном федеральном университете, что особенно важно для Школы, бесшовно встроены в образовательный процесс. Более того, дополняют и максимально прокачивают навыки студентов, помогают нашим начинающим изобретателям и инженерам увидеть возможные перспективы в своем техническом решении, новые возможности их реализации.

Акселерационные программы встроены в общую систему развития предпринимательства и проектной деятельности обучающихся. Она обеспечивает развитие идей в стартап-проекты, стартапы с юрлицами и далее в бизнес с жизнеспособной и масштабируемой бизнес-моделью. Перед акселераторами студенты проходят однодневные тренинги предпринимательских компетенций, мастер-классы Предпринимательской точки кипения, трехмесячные проектно-образовательные интенсивы. По итогам получают постакселерационное сопровождение (44 проекта в 2022-2023 годах победили в конкурсе «Студенческий стартап»), защищают «Стартапы как дипломы» (64 диплома в 2019-2023 годах), а также получают возможности привлечь финансирование через стартап-студию «Южная фабрика стартапов» и по итогам выступлений на инвестиционных сессиях (пять получили поддержку).

Студенты Школы самостоятельно выбирают проекты и записываются для участия в них в информационной системе управления проектами. Распределение ролей в проекте также проходит с непосредственным участием обучающихся, что позволяет развить в студенте субъектность и одну из самых востребованных работодателем способностей — ответственность за свой выбор. Наставниками проектов выступают как ученые, так и сотрудники предприятий — заказчиков проектов. Результаты проектов представляются на открытой защите экспертной комиссии, включающей руководителей предприятий-партнеров.

Помимо освоения основной образовательной программы студенты уделяют внимание активностям, не входящим в образовательный процесс. Через инициативные студенческие научные проекты, стажировки на предприятиях и факультативные дисциплины они реализуют свои индивидуальные траектории и возможность получения дробных и дополнительных квалификаций. В 2023 году было поддержано финансирование 14 грантов, представленных студентами нашей Школы.

Просмотров: 1964

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
Инженерная школа развивает робототехнику
Российских работодателей обязали оплачивать наставничество как дополнительную работу. Это здорово! Но еще лучше, если бы финансирование наставничества развивалось не только со стороны заказчиков, но и подрядчиков ― высших и средних учебных заведений.
Образование, наука
Инженерная школа развивает робототехнику
Агрохолдинг «Степь» вступил в качестве партнера в федеральную программу профориентации для школьников «Билет в будущее». Программа внедрена во всех российских школах в рамках внеучебной программы. Материалы, подготовленные с помощью ростовской компании, знакомят ребят с профессией агронома и особенностями полевых работ.
Образование, наука
Инженерная школа развивает робототехнику
Постдок из Индии Четан Кесвани работает ведущим научным сотрудником в Академии биологии и биотехнологии имени Д. И. Ивановского Южного федерального университета. Его деятельность направлена на повышение плодородия без добавок химических удобрений и пестицидов, а также на оздоровление почвы. Он также возглавляет молодежную лабораторию, считая российских студентов чрезвычайно любознательными.
Образование, наука
Инженерная школа развивает робототехнику
Агрохолдинг «Степь» поддержал проект по развитию сообщества «Медиакампус #ДонМолодой». Инициатива реализуется в Ростовской области — базовом регионе присутствия компании. Молодым специалистам в области медиакоммуникаций компания предложила практический кейс в качестве задания, а также практики и стажировки.