г. Ростов-на-Дону
22 декабря 2025 21:46:06
80.72
94.51

«Инженер создает вещи, чтобы мир менялся»

Руководитель дивизиона «Приборы, комплексы и системы» Передовой инженерной школы Южного федерального университета Александр Демьяненко с группой студентов и индустриальным партнером — заказчиком технологии работает над созданием усилителя для систем связи, не имеющего отечественного аналога.

— Я учился в Таганрогском радиотехническом университете по специальности «Радиофизика и электроника», — говорит Александр. — Попал, можно сказать, случайно, но после первого семестра понял, что это моя профессия. В Таганроге всемирно известная школа, развивающая инженерные направления. Моя специализация связана с микроволновой техникой, беспроводной передачей данных, материалами и компонентами электронной техники СВЧ-диапазона. Получил диплом инженера. Некоторое время поработал в конструкторском бюро. Вскоре вернулся в университет преподавать и учиться в аспирантуре.

Диссертацию Александр защитил на стыке двух специальностей «Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения» и «Антенны, СВЧ-устройства и их технологии». Диссертация посвящена исследованию взаимодействия высокочастотных и оптических сигналов в полупроводниковых структурах. В быту эта технология пока не используется. Она будет востребована в новых антенных решетках радиотехнических устройств, а также при развертывании систем связи пятого и шестого поколений (5G, 6G). Предполагается, что системы с применением таких технологий будут активно внедряться к 2030 году. Сейчас в нашей стране идут инженерные разработки по этому направлению и внедрение научных результатов при проектировании новых сетей связи и их элементов.

Александр преподает в университете дисциплину «Устройства генерирования формирования радиосигналов», ведет проектную деятельность:

— Во время проектной деятельности, да и вообще в процессе обучения, мы стараемся со студентами сделать что-то, что будет иметь практический результат — макет устройства, печатную плату, провести натурные измерения. Чтобы все обучение было не только на бумаге и в компьютере, но и закреплялось на практике. Достаточно сложно подготовить квалифицированного инженера, который никогда не сделал ни одного устройства, не запрограммировал ни одного микроконтроллера, не держал в руках паяльник. 

В 2022 году Южный федеральный университет стал одним из вузов, в котором создали Передовую инженерную школу «Инженерия киберплатформ». Таких Школ было создано всего 30 по всей стране.

В рамках работы Передовой инженерной школы был объявлен конкурс проектов студенческих команд:

— В этом проекте особенность была такая, что нам нужно было собрать команду студентов, всех их увлечь одним проектом. В нашей группе пять студентов и один преподаватель. Мы выбрали очень востребованную сегодня тему. Делаем усилитель мощности радиочастотного диапазона. Цель — сделать его выходную мощность более 50 Вт. Обычно чем выше частота, тем меньше мощность в нагрузку может отдать активный элемент, который используется в усилителе. Для повышения выходной мощности усилителя нужно суммировать мощности активных элементов. Мы решили использовать наши знания в электродинамике, устройствах сверхвысоких частот и отойти от традиционных методов суммирования мощности, а в качестве активных элементов применить современные технологии, в том числе усилители в виде бескорпусных кристаллов.

Технология, над которой работает группа Александра, может в дальнейшем быть использована не только в системах связи, но и в специальных испытательных лабораториях, например проводящих испытание медицинской техники на электромагнитную совместимость. Ученые провели маркетинговое исследование, заручились поддержкой индустриального партнера Передовой инженерной школы ЮФУ:

— У нас скорее не стартап, а технологический симбиоз. Мы с нашим предприятием-партнером ООО «Радиомера» разрабатываем устройство совместно. Они поставляют компонентную базу и будут в дальнейшем заниматься продажей готовых изделий. Мы берем на себя всю техническую часть.

После одобрения проекта студенты были приняты в штат Передовой инженерной школы ЮФУ. За свою работу студенты получают заработную плату. Студенты также обучаются на проекте, в ходе которого они создадут высокотехнологическое изделие для реального заказчика. Уровни подготовки членов студенческой команды разные — и бакалавры, и магистр, и аспирант. В зависимости от уровня квалификации распределяются задания. При выполнении работы студенты понимают, какие компетенции им еще нужно приобрести для успешного выполнения свой задачи, и записываются на дополнительные учебные курсы. Происходит обмен опытом, общение с преподавателями, сотрудниками предприятия-партнера, приобретается опыт работы в команде, защиты своей работы и публичных выступлений: 

— В результате студенты смогут пощупать «железо», то изделие, над которым они работали. Сейчас на рынке таких отечественных изделий нет. Мы используем передовые технологии. Среди зарубежных конкурентов есть компании из Германии, США и Китая. Мы стараемся по цене конкурировать с китайцами. 

С китайцами таганрогские инженеры собираются конкурировать при сопоставимой цене за счет гибкости проектирования, качества технической поддержки и комплексных подходов к проектированию:

— Студенты в Передовой инженерной школе ориентированы на междисциплинарные проекты. Мы стараемся учить их мыслить комплексно, системно. Бывают группы, в которых объединяются студенты разных направлений. У нас пока начинающая команда, очень бы хотелось в дальнейшем привлечь к работе дизайнера, химика, материаловеда, конечно, радиста и электронщика. Тогда мы сможем работать над глобальным проектом. Наша группа работает в контексте задач, стоящих перед Передовой инженерной школой ЮФУ. Они связаны с беспилотными робототехническими комплексами. Мы обеспечиваем связь, передачу данных и навигацию.

Технология может использоваться не только в беспилотниках, но и, например, в датчиках влажности почвы или при сертификации медицинских устройств во время проверки влияния на них электромагнитных полей и волн. На первые три месяца работы на команду Александра был выделен грант в 350 тыс. руб. Если защита первых результатов пройдет успешно, то Школа выделит еще полтора миллиона на оставшиеся девять месяцев:

— В оценке наших результатов принимает участие и индустриальный партнер. В итоге мы планируем получить авторское свидетельство на полезную модель. Держателем патента будет Южный федеральный университет. Изготовление опытного образца будет выполняться на высокотехнологичном оборудовании, которое университет закупил в рамках реализации проекта «Передовые инженерные школы». 

Александр считает, что главное для профессии инженера — это желание человека создавать технические продукты. Должно быть развито компьютерное мышление, глубокое понимание физических законов и математики:

— Инженер создает вещи, чтобы мир менялся. Он должен понимать свое место в мире, свою ответственность и потребности людей. Все талантливые инженеры, с которыми я знаком, имеют интересную и высокооплачиваемую работу. Конечно, айтишники получают на первых порах больше, но у нас, на мой взгляд, интереснее задачи. Сейчас у работодателей высокий спрос на молодые инженерные кадры. Зарплата выпускника зависит от его бэкграунда и региона работодателя. Это вилка от 50 до 150 тысяч. Есть случаи, когда наши выпускники уезжали по приглашению в зарубежные компании в Китай, на Тайвань или устраивались на работу в российские подразделения зарубежных компаний. Для выпускника, который себя хорошо проявит в первые три-пять лет работы, нормальная зарплата — 150-200 тысяч.

Одним из лучших нынешних инженеров-предпринимателей Александр считает Илона Маска:

— Он меняет реальность вокруг нас — создает электромобили, запускает космические корабли, делает доступнее высокоскоростной спутниковый интернет. Но мы, радиоинженеры, больше ценим и благодарим Александра Степановича Попова, изобретателя радио, за то, что он нам проторил дорогу в профессию, и без изобретений которого вся беспроводная связь была бы невозможна.

Просмотров: 899

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
«Инженер создает вещи, чтобы мир менялся»
Прошедшим летом ученые из Ростова и Краснодара раскопали часть скелета мамонта недалеко от Абинска. Открытие стало возможно благодаря оперативному сигналу от местных жителей, обнаруживших древние кости. Заведующий лаборатории палеогеографии Южного научного центра РАН кандидат биологических наук Вадим Титов рассказал, что российская палеонтология испытывает серьезный дефицит кадров, и помощь энтузиастов очень актуальна.
Образование, наука
«Инженер создает вещи, чтобы мир менялся»
Ученые ЮФУ экспериментально доказали, что широко используемые в сельском хозяйстве пестициды даже в малых дозах могут представлять скрытую угрозу для почвенных бактерий. Более точный биоскрининг показывает, что безопасные для растений препараты у микроорганизмов, которые отвечают за здоровье почвы, вызывают окислительный стресс, повреждают ДНК, резко усиливают частоту мутаций.
Образование, наука
«Инженер создает вещи, чтобы мир менялся»
АНО «ФИРОН» завершила реализацию масштабного образовательного проекта 2025 года — «Школьные лаборатории. Абхазия», созданного при поддержке Фонда президентских грантов.
Образование, наука
«Инженер создает вещи, чтобы мир менялся»
4 декабря 2025 года в коворкинге «Рубин» (пр. Театральный, 85) состоится Образовательный инновационный форум — итоговое мероприятие Инновационного бизнес-акселератора 2025, организованного департаментом экономики г. Ростова-на-Дону и АНО «ФИРОН».

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.