Инженер испытывает ремни, чтобы комбайны работали
Александр Агапов учится в Передовой инженерной школе «Институт перспективного машиностроения “Ростсельмаш”» Донского государственного технического университета — совместном проекте с ООО «Комбайновый завод “Ростсельмаш”». Он с товарищами спроектировал стенд для испытания ремней — очень важную инновацию для завода в условиях импортозамещения.
Александр родом из Новороссийска. Решил поступать в Донской государственный технический университет по двум причинам:
— Во-первых, я всю жизнь интересовался техникой. Во-вторых, здесь были бюджетные места. Я хотел пойти именно на специальность «эксплуатация транспорта и транспортно-технологических комплексов».
В минувшем году он закончил бакалавриат по этой специальности. Теоретические знания помогают и в его подработке в автосервисе. Когда решил поступать в магистратуру, предложили поучаствовать в конкурсе на учебу в Передовой инженерной школе:
— Подумал, согласился: обещали, что будет интересно и появится возможность трудоустройства на хорошее предприятие, то есть на «Ростсельмаш». Так и получилось. Вступительные экзамены сдал отлично. Сравнивая учебу в бакалавриате с Передовой инженерной школой, Александр говорит, что раньше были просто лекции и короткая практика, а теперь гораздо больше производственных занятий, проектной работы, создания конкретных деталей и механизмов. И очень тщательный контроль над обучением, плотное общение с наставниками, опытными инженерами-производственниками:
— За прошедший год команда, в которую я попал, работала над двумя проектами. В первом семестре это был вариатор. А годовой работой стало проектирование испытательного стенда ременных передач, который мы предложили запустить на «Ростсельмаше». На защите проектов были инженеры с завода. Задали много непростых вопросов, дали несколько ценных советов. И наш проект занял первое место из пяти представленных на защите.
Стенд для испытания ременной передачи магистры делали в рамках импортозамещения. Раньше в комбайнах «Ростсельмаша» использовались в основном качественные импортные ремни. Хотя и они иногда рвались:
— Проверяли их просто: ставили ремень на машину и путем увеличения нагрузки от натяжителя наблюдали за ними в критических условиях. Но это не давало никаких выходных данных. Нельзя было понять, почему он рвется. После введения санкций поставки из импортных изделий остановились. Завод стал искать других поставщиков, но их ремни были еще худшего качества. А если бы такой ремень рвался во время уборки, селяне могли понести миллионные убытки и претензии обращали бы на производителя комбайна, а не отдельных ремней. Вот и было принято решение в рамках Передовой инженерной школы проектировать стенд для проверки ремней в условиях, приближенных к реальным.
— У нас команда восемь человек, — рассказывает Александр. — Я и мой одногруппник — специалисты по приводам. И еще один человек — из конструкторского бюро очистки. Есть в команде три расчетчика. Они проводили инженерные вычисления. Еще двое — специалисты по сварочной оснастке. Они занимались моделированием и чертежами. Я и еще двое ребят занимались моделированием. То есть там все были задействованы, была командная работа, сплоченная.
Александр говорит, что споры в команде были, но конструктивные. Каждый предлагал свой вариант решения по тому или иному поводу. Их совместно оценивали, выбирая, какое будет эффективнее:
— Проект в самом начале был структурирован. То есть мы в первую очередь сделали схему, дальше разработали план, по которому будем работать и, двигаясь нему с какими-то отклонениями, продолжали работу. В итоге все получилось.
После защиты проекта стенд отправили в производство. Через пару месяцев его должны изготовить и установить на заводе в экспериментальном цеху либо в лаборатории, где и будут проверяться ремни.
— На втором курсе магистратуры будем проводить исследования на этом стенде и писать магистерские курсовые о различных аспектах его работы, — говорит молодой инженер.
На вопрос, нет ли страха большой ответственности, которая ляжет на создателей стенда и работающих на нем студентов, Александр отвечает:
— За введение в производство конкретного узла или нового изделия отвечает большое количество людей. Оно согласовывается с инженерами, главными менеджерами проектов. И допустим, есть конкретная передача, у нее есть срок работы — три тысячи часов при таких-то условиях, то есть обороты, нагрузки, температуры. И есть завод-изготовитель, его документация к ремню указывает конкретные цифры. И если они на стенде не выполняются, то есть ремень либо рвется при определенной температуре или таких оборотах выходит из строя, то это полностью вина производителя.
А если же на стенде ремень проходит все испытания и потом уже выходит из строя на машине, это значит, что есть какие-то отклонения, допустим со шкивами. То есть это уже вопросы к качеству сборки и других деталей. Бывает, когда подшипники выходят из строя, начинает проявляться биение. Это тоже очень влияет на ремни, это все учитывается.
Наградой команде Александра за первое место на презентации годовых проектов стала возможность пройти повышение квалификации в школе научных лидеров, где с будущими инженерами проводили дополнительные тренинги, совершенствовали их проекты в области научно-исследовательской и инновационной деятельности:
— Нас учили научному подходу, работали в кружках и лабораториях. Там проводился конкурс между всеми проектными группами университета. Мы заняли второе место.
На вопрос, как он устроился на «Ростсельмаш», Александр отвечает:
— Когда поступили в «Институт перспективного машиностроения “Ростсельмаш”», нам сказали, что есть возможность поступить во время учебы на полставки в интересующее нас по направлению деятельности конструкторское бюро. Летом была стажировка, во время которой я работал уже на полную ставку. Нам выдали компьютеры, вводили в курс дела. Сначала были простые задания, например подготовить документацию.
У студентов Передовой инженерной школы повышенное материальное обеспечение:
— У нас на первом курсе была ежемесячная стипендия от «Ростсельмаша» по 30 тыс. руб. и 4 тыс. руб. — государственная. Плюс зарплата на производстве. Сейчас на втором курсе студенты, обучающиеся на оценки «отлично», имеют возможность получать повышенную стипендию — 40 тыс. руб.
На вопрос, кто был самым крутым инженером за всю историю, Александр отвечает:
— Да Винчи. Он первый внедрил понятие передачи вообще в мире. Это основное из его изобретений.