«Госкорпорация “Ростех”» делает ставку на подготовку инженеров нового поколения»
Директор по управлению персоналом группы компаний «Ростех» Юлия Цветкова говорит о возросшей потребности в кадрах на предприятии. Помочь в решении этого вопроса может Передовая инженерная школа Южного федерального университета. Уже два года Южный федеральный университет является участником федерального проекта «Передовые инженерные школы», реализуя направление «Инженерия киберплатформ».
— Государственная корпорация «Ростех» активно набирает сотрудников. Это связано с введением в строй новых производственных мощностей для выполнения государственного оборонного заказа. За 2022 год приняты на работу 30 тысяч человек. Потребность на 2023 год составляла 45 тысяч человек, в том числе для выполнения гособоронзаказа — 40 тысяч. Дефицит рабочих и инженеров сохраняется, в том числе и в рамках выполнения стратегической задачи — обеспечения технологического суверенитета страны и создания условий для опережающего научно-технического развития на 2030-2055 годы. Одна из задач — повышение производительности инженерного труда. Госкорпорация делает ставку на подготовку инженеров нового поколения с более высоким уровнем знаний сквозных технологий.
Высок спрос на специалистов по системному инжинирингу, обладающих умениями в области аддитивных и роботизированных технологий, беспилотных летательных аппаратов, технологий радиоэлектронного бортового оборудования и математического моделирования, сквозных цифровых технологий, композитных и новых материалов, авионики. На предприятиях радиоэлектронного комплекса требуются специалисты, способные не только написать качественную программу, но и обеспечить ее работу на отечественном «железе», со знаниями и умениями на пересечении робототехники, приборостроения, 3D-моделирования, создания и эксплуатации автоматизированных стендов.
Мы заинтересованы в привлечении инженеров, способных проектировать весь жизненный цикл наших изделий под заданную стоимость. Высока потребность в инженерах-интеграторах, понимающих и умеющих от исследования продвинуться к разработке необходимых технологий и их запуску в серийное производство. Такие специалисты особенно ценны, если они умеют работать в командах и обладают управленческими компетенциями. Нужны и инженеры-технологи. Таких специалистов не хватает всем компаниям корпорации.
Один из инструментов решения кадровых задач — программа «Код “Ростеха”», которая запущена корпорацией в 2023 году на базе ключевых вузов-партнеров, среди которых Южный федеральный университет.
Государственная корпорация «Ростех» и ее организации участвуют в федеральном проекте «Передовые инженерные школы» с момента его создания. В 2024 году «Ростех» вдвое увеличит объем софинансирования Передовых инженерных школ, реализующих научно-технические и образовательные проекты в области авиа- и двигателестроения, IТ и электроники, машиностроения и автопрома в интересах корпорации. Более 1 миллиарда рублей будет инвестировано в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также в подготовку и повышение квалификации специалистов стратегически важных отраслей отечественной промышленности.
Наряду с выполнением конкретных разработок в части «Инженерии киберплатформ» мы ожидаем, что выпускники Школы будут обладать фундаментальным и политехническим инженерным образованием и навыками исследований в сфере фундаментальных наук, что позволяет управлять более высоким уровнем неопределенности, технологий и разработок. Мы нуждаемся в выпускниках, которые будут способны формировать и обеспечивать функционирование инженерной команды, иметь предпринимательские компетенции, что позволит улучшить ситуацию на рынке высококвалифицированных инженерных кадров. Передовая инженерная школа Южного федерального университета может стать площадкой для обучения лучших студентов, из которых вырастут современные высококвалифицированные инженеры.
Студенты университета — участники проектов корпорации в рамках Школы стажируются на наших предприятиях. В 2023 году только во Всероссийском научно-исследовательском институте «Градиент» прошли практику 89 студентов. Студенты старших курсов во время практики принимают участие в реальных проектах предприятия под руководством опытных наставников. Мы считаем, что дополнительно к научно-техническим знаниям и навыкам, широкому интеллекту инженер нового поколения должен обладать волей к достижению результата и государственным мышлением. Стажировки для профессорско-преподавательского состава университета на предприятиях корпорации нужны не меньше, чем для студентов. Так проходит сетевое повышение квалификации.
В 2023 году «Градиент» разработал программу дополнительного образования в рамках Передовой инженерной школы. Эксперты проводят оценку разработанных образовательных программ в рамках Школы по направлениям подготовки в соответствии с требованиями работодателей к уровню молодых специалистов. Мы реформируем систему образования с прикладной практико-ориентированной позиции, развивая важные инженерные компетенции с учетом прогнозов технологического развития.