Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес Д. Грей, С. Браун, Дж. Макаунфо Изд. «Питер», 2012 год
Я уже давно читаю с карандашом и блокнотом. Тренерская и консультационная практика заставляют учиться непрерывно. Так вот, закончив чтение этой книги, я осознала, что исписала блокнот почти полностью. Конечно, это учебник. И, как любой учебник, «Геймшторминг» может быть интересен только при наличии жажды получения новых знаний. В данном случае речь идет об игровых методах в бизнес-практике, направленных на осознание целей и результатов, стратегию, генерацию новых идей для развития. Также в этой книге дан большой запас ключей к решению задач в неоднородной многофункциональной команде. Это может быть как проектная группа, так и регулярное подразделение или фирма целиком. «Улыбайтесь, господа! Вы слишком серьезны. Именно с этим выражением лица делаются самые большие глупости», — эту бессмертную фразу Мюнхгаузена в исполнении Олега Янковского так и хочется поставить эпиграфом книги. Если перевести эту мысль в рабочую плоскость, речь пойдет о серьезных сотрудниках организаций, скрупулезно выполняющих служебные обязанности, но почему-то приводящих компанию к ошибкам, неудовлетворенности клиентов, невозможности достижения результатов смежниками и партнерами. Это не игра, а реальный бизнес, где всегда есть цена вопроса. Конечно, улыбаться тут нечему. Эти ошибки, по мнению авторов книги, возникают из-за представлений о деятельности, суженных до небольшого бизнес-процесса, из-за непонимания общих бизнес-целей компании и, как следствие, неспособности предсказать последствия внесения изменений в разработанную систему. В целом это ошибки команд, либо решивших отказаться от поиска альтернативных вариантов, либо поленившихся детально рассмотреть все предложенные альтернативы. Иногда ошибки свидетельствуют об усталости команд и самой системы, а также о выгорании лидеров. В любом случае организации нужны мотивирующие условия, энергия и пространство для генерации и принятия решений. Эту атмосферу и систему координат способен задать тщательно проработанный геймшторминг, игровой штурм, или, по-нашему, деловая игра.
Авторы-составители собрали в своей книге восемьдесят игр, сгруппировав их по методологическим принципам воздействия на участников и с точки зрения применения в определенных ситуациях. Бизнес-тренеры, командные лидеры, модераторы стратегических сессий эту книгу могут использовать как сборник базовых игр и упражнений. Эту основу может также использовать руководитель для адаптации корпоративной игры к своим целям при ее создании. Здесь самое важное — сохранить все законы игрового жанра, особенно при переводе проблемы организации в задачу для дальнейшего решения в команде. В этой работе лучше опираться на профессионалов (так же, как и при составлении сценария и проведении самой игры). Если взять три ключевые составляющие бизнеса — деньги, команду, клиентов, — то для каждого из направлений можно смоделировать эффективную деловую игру.
Например, применительно к деньгам задача игры может формулироваться как финансовое обоснование бизнес-плана, оптимизация затрат проекта, составление маркетингового бюджета или плана продаж. Суммарное командное решение, прошедшее через стадии индивидуальной, групповой, парной работы, оказывается уникальным.
Особое место в игровой методологии, описанной в книге, отведено визуальному мышлению как самому эффективному способу достижения результатов в групповых построениях. Авторы описывают уникальный визуальный язык со специальным алфавитом. Визуальный язык игры позволяет включить все фантазийные, творческие ресурсы, интеллект и память отдельного человека и команды. Кроме того, в книге уделяется внимание эмоциональному проживанию игровых стадий, что крайне важно для нормализации отношений внутри группы и дает бесценный материал для диагностики социального климата в коллективе, а также выявления очагов опасности.
Результаты игры всегда неоднородны и делятся на прогнозируемые и неожиданные — так называемые инсайты, особенно ценные для деятельности команды. Подведение итогов, анализ результатов и внедрение достижений — то, что предстоит сделать участникам, выйдя из игры. В этом смысле игра, по мнению авторов, тоже оказывается делом очень серьезным. И я с ними полностью согласна.
Мария Шапорева (Пономарева), директор консалтинговой группы «Классный час»
Литература для рубрики предоставлена «Домом книги»