Для комбайностроителей создали и кафедру, и отдельную магистратуру
Студенты корпоративной кафедры группы компаний «Ростсельмаш» в Донском государственном техническом университете участвуют в рабочих задачах комбайностроительного завода со второго года обучения. После окончания основного курса они могут продолжить обучение в магистратуре Института перспективного машиностроения «Ростсельмаша», который ориентирован на подготовку команд инженеров, способных решать такие задачи, как, например, развитие линейки тракторов и создание дорожно-строительной техники.
Корпоративная кафедра «Ростсельмаша» начала работу в составе агропромышленного факультета Донского государственного технического университета в 2020 году. Выпуск первого набора состоится в 2024 году. Студенты кафедры, которая называется «Технологии проектирования и производства сельскохозяйственной техники», уже на первом курсе приходят на заводе для ознакомительных экскурсий, в дальнейшем со второго курса, когда начинается изучение технологических дисциплин и Систем автоматизации проектирования, занятия проводятся как в университете, так и на заводе.
— Деятельность кафедры нацелена на перспективные потребности компании в специалистах необходимого уровня. А для этого надо еще на этапе подготовки обеспечить их актуальными для нас знаниями, передать им передовой опыт, обеспечить предварительную адаптацию перед дальнейшим трудоустройством на предприятие, — говорит Денис Радионов, директор по персоналу компании «Ростсельмаш». — Студенты проходят практику в различных подразделениях, видят специфику работы и осознанно выбирают дальнейший путь. Они получают хороший образовательно-прикладной задел перед поступлением в магистратуру Института перспективного машиностроения «Ростсельмаша» (другое название — Передовая инженерная школа).
Передовая инженерная школа — это новый совместный проект «Ростсельмаша» и Донского государственного технического университета, в конце прошлого года заявка партнеров выиграла правительственный грант в размере 1,1 млрд рублей на его реализацию. Задача проекта — подготовка инженерных команд, способных решать сложные технические задачи. В их числе — разработка единой модульной масштабируемой платформы зерноуборочных комбайнов, развитие линейки тракторов и создание дорожно-строительной техники.
Но вернемся к работе кафедры. Партнерство компании и университета предполагает обязательное участие студентов в рабочих задачах компании. По словам Дениса Родионова, успешных примеров немало. Например, Ярослав Шипицын активно проявил себя за время работы техником-конструктором в конструкторском бюро гидравлических систем комбайнов. Он участвовал в проекте импортозамещения, вел согласование конструкторской документации с новыми поставщиками, участвовал в совместных с ними испытаниях.
Студенты Владимир Симоненко и Николай Коцерубо после успешного прохождения базового курса по работе в product data menegment-системае (обеспечивет управление всей информацией об изделии - N) стажируются на реальных производственных задачах вцентре информационных технологий в качестве администраторов системы Teamcenter. В процессе работы они узнают о внутреннем устройстве и архитектуре информационной системы управления инженерными данными, приобретают практические навыки работы с пользователями и современным программным обеспечением.
Некоторые из студентов уже трудоустроились на «Ростсельмаше». Как, например, Степан Кузнецов. На завод он впервые пришел на втором курсе, принимал участие в работе по переносу файлов техцентра в новую информационную систему. В том же учебном году официально трудоустроился на заводе и вскоре был привлечен к проекту разработки испытательного стенда для определений прочностных характеристик серийного и опытного лонжеронов одного из комбайнов. Сегодня, уже будучи студентом третьего курса, он продолжает совмещать учебу в университете с работой техника-конструктора техцентра.
— Плюс от обучения на корпоративной кафедре в том, что у тебя уже во время учебы появляется потенциальный работодатель, ты сразу можешь попробовать: твое это или нет. У тебя есть возможность увидеть, как все работает на большом предприятии, — говорит Степан Кузнецов. — По результатам почти трех лет обучения могу сказать, что выбранная профессия мне нравится и работа на «Ростсельмаше» тоже нравится. Я вижу, что у меня здесь есть возможности для развития.
Денис Родионов подчеркивает, что студенты, обучающиеся на корпоративной кафедре, на выходе получают хорошие компетенции, что обеспечивает трудоустройство на должности более высоких категорий и соответствующий достойный уровень заработной платы.
— Любая корпоративная кафедра создается в университете, чтобы сконцентрировать усилия на разработке образовательных программ, заточенных конкретно под наших партнеров либо группы партнеров, — говорит проректор Донского государственного технического университета по учебной работе Владимир Колодкин. — Вторая задача — создать наиболее комфортные условия для работы представителей партнерских предприятий. Им зачастую сложно сориентироваться на больших кафедрах, встроиться в сложный механизм преподавания. А если кафедра корпоративная и тесно взаимодействует с предприятием, то формируется многосоставный коллектив, в котором взаимодействуют сотрудники предприятия, университета, внешние участники процесса.
Г-н Колодкин отмечает, что сотрудничество преподавателей и сотрудников компании в рамках корпоративной кафедры способствует обмену опытом, в результате появляется действительно практикоориентированная программа.
— «Ростсельмаш» очень сильно повлиял на наши учебные планы не только в рамках своей кафедры. Борис Юрьевич Голев (специалист «Ростсельмаша», и. о. заведующего корпоративной кафедрой компании в университете) активно участвовал в корректировке образовательных программ, заточенных под машиностроение, давал коллегам рекомендации — это отличный пример деятельного вовлечения представителя предприятия через кафедру.