Дистанционное обучение может стать толчком к переменам в образовании
С 6 апреля школьники вернулись к занятиям, но не за парты. «Режим электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в рамках режима повышенной готовности» стал испытанием для родителей и педагогов.
На минувшей неделе в министерстве образования Ростовской области разъяснили, что школы, колледжи и техникумы продолжат обучение в режиме онлайн до 30 апреля. По словам первого заместителя губернатора Игоря Гуськова, с началом дистанционного обучения по всей стране возникли трудности в работе онлайн-платформ, проблемы нестабильности онлайн-конференций:
— Наши педагоги тоже столкнулись с этой трудностью, но очень оперативно отреагировали и нашли альтернативные линии связи с учениками: соцсети, мессенджеры, электронная почта. Эти проблемы обсуждаются как на уровне Минпросвещения России, так и в Ростовской области, корректируются формы работы с учетом конкретных ситуаций, составляются гибкие расписания, увеличиваются перерывы между уроками.
Директор Ростовского филиала ПАО «Ростелеком» Сергей Мордасов рассказал N, что нагрузка на многие сервисы и сеть в целом увеличилась:
— В первую очередь резко возросла нагрузка на сервисы видеоконференций, особенно бесплатные: Skype, Zoom, ProfiConf и подобные. Нагрузка на сети «Ростелекома» возросла, теперь она равномерно распределена на весь день. Мощность серверов и скорость интернета, в том числе домашнего, увеличена до максимально возможной. Некоторые пользователи отмечают временное уменьшение скорости при доступе на зарубежные ресурсы. Клиенты, работающие в России и использующие российские ЦОД для хранения и обработки своей информации, в том числе это касается официальных образовательных ресурсов, могут быть уверены в устойчивости работы своих ресурсов. Объекты и сети связи «Ростелекома» функционируют в штатном режиме, сохраняются качественные характеристики обслуживания клиентов в полном соответствии с нормативными значениями. При этом количество заявок, поступающих в «Ростелеком», на подключение к высокоскоростному доступу в интернет в первую неделю перехода на дистанционную работу выросло на 22%.
В правительстве региона не сообщают, какое количество обучающихся не имеют технической возможности для дистанционного обучения, но для этой категории предложен режим самоподготовки. Образовательные учреждения самостоятельно должны определять наиболее удобную форму и информировать учеников и родителей о выбранном способе занятий. На федеральном уровне оперативно создан дополнительный электронный ресурс «Моя школа онлайн», который требует минимальных ресурсов от пользователя и должен помочь учителям в подготовке дистанционных занятий.
В этом учебном году в России около 15-20 тысяч детей находятся на семейном обучении по тем или иным причинам. Центр поддержки семейного обучения «Свирель» заявил о готовности предложить свои наработки всем желающим. Основатель центра Ирина Козинченко рассказала, что сейчас идет волна интереса к семейному обучению, потому что в понимании многих учителей дистанционное обучение — это дать много заданий, в некоторых случаях еще и много видео из интернета:
— Дети предсказуемо не хотят смотреть на «говорящие головы», им скучно и сложно выполнять такой объем заданий. Родители и дети устают и начинают искать способы быть немного менее зависимыми от такого контроля. Мы наблюдаем очень интересный момент с точки зрения изменений в обучении детей. Мои знакомые учителя делились размышлениями, что сейчас непонятно, как оценивать детей. Ведь есть очень много возможностей списать! Возникает дилемма, ставить «пятерки» почти всем или ставить только «тройки» сразу исходя из того, что все списывали? Проблема оценивания давно и долго муссируется в педагогическом сообществе, но сейчас этот вирус нас поставил прямо в комическую ситуацию, когда бесполезность оценок становится очевидной даже тем, кто обычно выступал в их защиту. Мы ведь уже давно понимаем, что у оценки осталась только одна функция — кнута, и то не для всех. И никто уже давно не верит, что развитие важных сейчас качеств, таких как субъектность, эмоциональный интеллект, способность договариваться и работать в команде, можно адекватно оценить по пятибалльной шкале.
Проблема отсутствия живого общения со сверстниками в равной степени коснулась детей, посещающих школу, и тех, кто учится дома. Организация встреч и мероприятий для обучения и общения в течение нескольких лет была одной из главных задач «Свирели», и теперь наработки используют, чтобы организовать общение не только членов клуба. Ирина Козинченко отмечает, что способность детей адаптироваться в новой ситуации оказалась выше ожиданий:
— Мы очень много сейчас работаем для того, чтобы к нам могло присоединиться больше детей, ведь многие школьники фактически оказались в ситуации семейного обучения, и для них она не привычна и неожиданна, у нас же накоплен определенный опыт построения не только обучения дома, но и социализации. Оказавшись в изоляции, многие дети очень нуждаются в общении. Мы увидели, что есть очень много онлайн-проектов, которые занимаются обучением. Даже если это не запись, а очное занятие, то там обычно много информации от педагога и очень мало возможностей для обратной связи, а тем более общения. Для нас же самым важным является взаимодействие между ребятами. Поэтому мы начали переносить наши встречи в онлайн. И увидели много неожиданных плюсов. Говорят, что для новых поколений, родившихся в эпоху интернета, нет деления на мир онлайн и офлайн — для них мир един, но впервые я это увидела так явно именно сейчас. Первыми нас удивили восьмилетки — они просто остались в виртуальной комнате после занятия и продолжили играть. Показали друг другу свои комнаты, свои игрушки, потом устроились играть прямо возле монитора, взаимодействуя игрушками между собой. Эти дети играли так, как будто между ними нет монитора, и это было совершенно удивительно для меня! Чуть позже втянулись подростки, они затеяли игру в «Мафию» и по ходу дела очень быстро подстраивали правила игры под новый формат, попробовали несколько вариантов, пока выбрали самый удобный для себя. Мне кажется, такие вещи очень важны сейчас для ребят, они подчеркивают, что, хотя обстоятельства изменились, мы по-прежнему можем заниматься любимыми делами, видеться и играть с друзьями, хоть и онлайн, это дополнительно дает ребенку поддержку в сложившейся ситуации.
Учителя муниципальных школ в разговоре с корреспондентом N неоднократно отмечали, что стремительный переход на дистанционную форму во многом помогли реализовать сами школьники, и крайне важно сохранить опыт такого сотрудничества и в дальнейшем.