Дэвид Гейдж «Партнерское соглашение. Как построить совместный бизнес на надежной основе» «Альпина Паблишер», 2012 г.
Партнерство — уникальная субстанция. Оно как нельзя лучше отражает законы и принципы мироздания. Чем больше в нем участников, тем оно многообразнее, тем больший потенциал кроет в себе. По моему личному убеждению, будущее нашей цивилизации и, соответственно, бизнеса — за различными формами симбиозов и партнерств. Эра харизматичных лидеров-волюнтаристов уходит в прошлое. Личный опыт показывает, что партнерство всегда идет на пользу. Все начинания в бизнесе я делал с партнерами, каждый из которых привнес в мою жизнь новый опыт и помог переоценить свои возможности. Самое успешное партнерство — риэлторский дует с другом Марком Котляром — длится уже больше десяти лет. Начиная читать книгу «Партнерское соглашение. Как построить совместный бизнес на надежной основе», я предполагал, что найду в ней советы бизнес-консультанта юридического или психологического содержания — профессиональные и сухие, основанные на какой-то теории. Но я глубоко ошибался. Автор — высококлассный специалист в уникальном для России виде консалтинга — урегулировании партнерских споров и конфликтов. Книга интересна не столько многочисленными примерами живых конфликтов, сколько тем, как виртуозно автор находит их истинные и глубинные причины. Благодаря их пониманию и проработке конфликтующим сторонам удается устранить последствия. Удивляет то, сколь всесторонне Дэвид Гейдж раскрывает суть института партнерства и специфику влияния индивидуальности на него. Он заставляет партнеров трезво оценить: что, с кем, для чего и почему они делают. Читая эту книгу, понимаешь, как важно для успеха партнерских отношений достать все скелеты из шкафа на этапе создания совместного бизнеса. Речь идет об амбициях, фантазиях, комплексах, проблемах отцов и детей и даже детских обидах. Как правило, они дают о себе знать в самый неподходящий момент и разрушают успешное дело либо превращают его в сплошное издевательство партнеров над собой и друг другом. А происходит все потому, что на начальном этапе мы постеснялись задать компаньону тот или иной вопрос и не расставили все точки над «и».
Я знаю по собственному опыту, что на этапе стартапа партнеры часто прибывают в радужном настроении, как влюбленные в конфетно-букетный период, и допускают ошибки в формировании планов на будущее. Как правило, они глобальны. Успех же строится из мелочей. Практическая польза книги заключена в том, что автор дает конкретные советы по составлению партнерского договора. Ознакомившись с ними, осознаешь ключевую роль последнего в создании совместного бизнеса. Такой договор очень отличается от юридического. Юрист с легкостью опишет, как делить имущество или прибыль с точки зрения ГК; партнеры же должны самостоятельно прописать различные ситуации, которые могут возникнуть в их совместной бизнес-жизни, а также варианты своего поведения. Я бы рекомендовал прочесть данную книгу будущим партнерам и составлять соглашение, основываясь на полученной информации. Это поможет психологически подготовиться к обсуждению многих деталей и избежать стеснения при постановке неловких на первый взгляд вопросов.
Вообще, я бы назвал эту работу «Соломинка и трамплин»: она помогает избежать болезненного падения и в то же время открывает безграничные возможности для профессионального, материального и, главное, духовного роста в условиях успешного партнерства.
Книга «Партнерское соглашение» определенно будет неинтересна и бесполезна для тех, кто не готов поступиться собственными интересами ради общих, — автократам, артистам и прочим эгоцентристам. Я обязательно приобрету ее себе и подарю партнерам, поскольку почти уверен, что информация в книге будет способствовать получению дивидендов.
Максим Хмель, директор АН «Парус» Литература для рубрики предоставлена магазином «Деловая литература»