Дешевле такси, комфортнее автобуса
Студенты ДГТУ разработали сервис поиска попутчиков «Спутник». Приложение находит водителя и пассажиров, направляющихся в одном направлении, и строит маршрут, приемлемый для всех участников поездки. Предполагается, что водители смогут подзаработать и возместить часть затрат на топливо, а пассажиры — получат услугу дешевле такси и комфортнее общественного транспорта. Сейчас система тестируется среди студентов ДГТУ — чат-бот предлагает найти попутчиков, чтобы доехать из одного кампуса в другой. N поговорил с основателями «Спутника» о спросе, безопасности поездок и перспективах проекта.
Сервис «Спутник» студенты «Т-университета» ДГТУ Василий Барсуков, Ирина Фролова, Исмайил Мухтадов, Екатерина Солдатенкова придумали на паре во время мозгового штурма. Заданием было вспомнить проблему, которая мучает, придумать, как можно ее решить, и заработать на этом.
— В Ростове проблема с общественным транспортом. Отсутствуют бюджетные и одновременно комфортные способы совершения ежедневных поездок в черте города. Это особенно актуально для жителей спальных районов, например Суворовского, где есть проблемы с транспортной инфраструктурой. В автобусах столпотворение. Альтернатива — такси, но это дорого: средний чек поездки из Суворовского в центр в час пик — 600-700 рублей. Чтобы пользоваться каршерингом, нужны права, не у каждого они есть, да и по цене это ненамного ниже такси. Самокаты не всегда удобны, зимой холодно. Все, что у нас в городе пытались сделать с дорожками для велосипедов, было не очень удачным, — говорит руководитель проекта Василий Барсуков.
Возникла идея создать услугу дешевле такси и комфортнее автобуса: что-то вроде известного сервиса поиска попутчиков для междугородных поездок BlaBlaCar, только для быстрых поездок в городе.
По задумке авторов проекта, водитель, зная, что завтра поедет из точки А в точку Б и может взять себе попутчиков, указывает в приложении время и маршрут. Пассажир также создает запрос, когда и куда планирует ехать. Алгоритм находит водителей и пассажиров, чье время сходится, маршрут пересекается, и предлагает варианты поездок.
Сейчас «Спутник» тестируется на студентах ДГТУ. Сервис представляет собой чат-бот в «Телеграме», с помощью которого можно создать поездку и найти попутчиков для перемещения между кампусами вуза по городу. В ближайшее время проект планируют распространить и на студентов ЮФУ.
Сегодня сервис работает бесплатно. После полноценного запуска в городе «Спутник» будет рассчитывать цену поездки по километражу и брать около 20% от ее суммы. Средняя стоимость поездки составит около 80-100 рублей.
Один из острых вопросов проекта — насколько безопасно ездить с неизвестным водителем. Перед регистрацией на сервисе водители должны будут отправить фотографию своего лица с паспортом. Кроме того, в сервисе планируют внедрить рейтинг водителей и отзывы.
— Вопрос безопасности прорабатывается, насколько это возможно, но нужно понимать: мы не являемся перевозчиками, выступаем как агрегатор и не можем нести ответственность за водителей. Как и в случае с BlaBlaCar, риск есть всегда, исключить его нельзя, — говорит Василий Барсуков.
Другая проблема проекта — хватит ли спроса, чтобы обеспечить работу сервиса. Для полноценного запуска нужно, чтобы о сервисе узнали жители города. Необходимы вложения в рекламу, а средств на нее у основателей не хватает. Сейчас авторы проекта находятся в поиске инвестора и грантовой поддержки. Чтобы найти источники финансирования, они подали заявку на грант Фонда содействия инновациям. Проект также проходит акселерацию и участвует в конкурсе стартапов Южного IT-парка.
Сейчас сервис существует в формате телеграм-бота. Команда проекта работает над созданием приложения. На его разработку и рекламу необходимо около 4-5 млн рублей.
Аналогичные сервисы существуют, но из-за неудобного интерфейса сайтов и отсутствия рекламы развиваются слабо. Сильных конкурентов у «Спутника» нет, говорят авторы проекта:
— Вероятный конкурент — «Яндекс Go» и его новый тариф «Вместе», который предлагает найти попутчика для совместных поездок на такси, но в Ростове этого тарифа пока нет. Я думаю, главное, что нам нужно, — хорошая маркетинговая компания. И начать ее мы хотим с жителей Суворовского и Левенцовки.