Человек, который умеет воплотить чужую идею в реальность
Будущий инженер-радиотехник Дмитрий Соболь знает, как с нуля можно запустить в производство современное радиоэлектронное оборудование. Эти и многие другие знания и навыки он получил во время учебы в Передовой инженерной школе. Всего в стране их 30, Дмитрий учится в Школе на базе Южного федерального университета.
Его выбор профессии был связан с любовью к точным наукам.
— В школе мне нравились физика и математика. Они давались лучше, чем гуманитарные предметы, поэтому при сдаче единого госэкзамена выбирал их. Мне всегда больше нравилось прикладное применение наук, чем их фундаментальное изучение, — рассказывает Дмитрий Соболь. — Поэтому при поступлении в Южный федеральный университет я решил выбрать инженерную специальность. Честно говоря, какой-то конкретики поначалу не было. Когда пришел в университет, поговорил с представителями разных кафедр, после этого решил остановить свой выбор на кафедре антенн и радиопередающих устройств, специальность — «радиотехника». Она меня больше всего заинтересовала. Это очень перспективное направление.
Дмитрий закончил бакалавриат Южного федерального университета и решил продолжить учебу в магистратуре, «чтобы расширить свой кругозор в области радиотехники».
— В это время в нашем и других университетах появились Передовые инженерные школы, — поясняет Дмитрий. — Когда нам рассказывали об этом проекте, меня заинтересовала концепция, которая сейчас там реализуется, — налаживание связей между предприятиями, студентами и преподавателями, установление более близких контактов для лучшей подготовки специалистов. Мне показалось это интересным. Так я решил стать студентом Передовой инженерной школы.
Спрос на инженеров последние два года в России стабильно растет. При этом число резюме по этой специальности, по данным HeadHunter, сокращается. В России — около 460 тыс. промышленных предприятий, многие из которых остро нуждаются в инженерах для создания новых производств в условиях ограниченного доступа к импортным технологиям. Для того чтобы восполнить дефицит инженеров нового формата, подготовленных для работы на высокотехнологичных производствах, в прошлом году при поддержке Минобразования стартовал федеральный проект «Передовые инженерные школы». Они были открыты в 30 университетах в разных регионах страны. Для студентов обучение в этих школах дает почти гарантированные перспективы трудоустройства. Ожидается, что большинство из них будет работать на предприятиях-партнерах, которые помогали приобретать им первые инженерные навыки.
Дмитрий рассказывает о том, как сейчас организовано обучение:
— В Школе я учусь параллельно со стандартной образовательной программой в магистратуре. Помимо лекций общеобразовательного характера по направлениям, в том числе по моей специализации — антеннам и радиотехнике, у нас есть стажировки. В прошлом году перед нами выступали спикеры — представители предприятий по конкретным направлениям.
В первый год обучения студенты Школы прошли две стажировки на предприятиях — зимой 2022 года и в августе этого года. Дмитрий обе стажировки проходил в стенах Таганрогского научно-исследовательского института связи.
— Я много узнал о новом программном обеспечении, научился в нем работать, это система автоматизированного проектирования, — рассказывает Дмитрий. — Кроме того, познакомился с работой предприятия — циклом разработки и производства антенн. Так можно видеть, как на практике могут применяться мои знания и навыки, от идеи, заказа до конечного продукта. Это интересно и полезно.
Сейчас в Школе проходит конкурс студенческих проектов — несколько команд студентов будет работать совместно с преподавателями над разработкой конкретных инновационных решений.
— Я вступил в одну из команд, — говорит Дмитрий. — В своей команде не сомневаюсь, уверен, что нам удастся выиграть в конкурсе. Если это произойдет, то, думаю, мы сможем успешно реализовать и защитить наш проект. Какую тему мы заявили? Пока конкурс не завершился, не хотелось бы ее называть.
В отличие от обычной программы обучения в вузах образовательный процесс в Передовых инженерных школах больше нацелен на научно-технологическую повестку и создание продуктов, которые востребованы в определенной отрасли или на конкретном промышленном предприятии.
В этом учебном году (второй год — выпускной в магистратуре) Дмитрий Соболь ставит перед собой цель написать выпускную квалификационную работу и успешно ее защитить.
На вопрос, будет ли он работать после окончания вуза и Школы по своей специальности, Дмитрий отвечает не задумываясь:
— Конечно, после завершения обучения я собираюсь работать инженером. Пока не рассматривал какие-то конкретные предприятия. В первое время рассчитываю на зарплату от 40 до 60 тыс. рублей.
Вопрос, кого можно назвать инженером, Дмитрия Соболя, похоже, не застает врасплох:
— Инженер — это человек, который может воплотить идею в реальность, свою или другого человека. Или четко объяснить, почему та или иная идея неосуществима.
Самыми крутыми инженерами в мире и России Дмитрий считает двух человек:
— Для любого радиотехника в России это будет Александр Степанович Попов, «отец» радио. Если говорить о мировом уровне — могу назвать имя американского ученого Константина Баланиса. Он большой специалист в антенной технике, написал много книг, на которые в своих исследованиях опираются многие специалисты по антеннам как в мире, так и в России. И я не исключение.