г. Ростов-на-Дону
22 ноября 2024 23:43:33
100.68
106.08

«Альтернативы проектному обучению в подготовке инженеров нет»

В 2019 году прошел первый набор в Институт опережающих технологий «Школа Икс», открытый в Донском государственном техническом университете. Одним из ключевых направлений института стала подготовка специалистов для «умного» сельского хозяйства, а в его принципы были заложены проектный формат и модульная структура обучения. Директор «Школы Икс» Павел Герасин рассказал об итогах первого года работы экспериментальной образовательной площадки ДГТУ и перспективах ее развития.

За год обучения студенты «Школы Икс» успели защитить первые инженерные проекты и заинтересовать потенциальных заказчиков разработками в области сити-фермерства. В процедуру отбора на новый учебный год добавилось собеседование, но основной принцип отбора по способности к конструктивному мышлению и готовности к командной работе остался неизменным.

— Как вы в целом оцениваете первый год работы «Школы Икс»?

— Он был продуктивным. Конечно, пришлось скорректировать планы в связи с пандемией. Проектная работа, заложенная в основу наших образовательных методик, подразумевает не только этап проектирования, который можно провести онлайн, но и стадию сборки прототипа — причем в буквальном смысле руками, а это не сделаешь в Skype или Zoom. Но мы довольны итогами. Для апробации своих инженерных талантов мы предлагаем ребятам сферу «умного» сельского хозяйства. Одна из проектных команд разработала и собрала автоматизированную теплицу, в которой выращиваются зелень и пряные травы. В обмен на пластиковую бутылку автомат позволяет вам получить горшочек с растением. Это социальный экологический проект. Другая команда сфокусировалась на бизнес-проекте — теплице для выращивания микрозелени. Кроме того, мы извлекли из этого сложного года массу полезных уроков. Добавили собеседование в процедуру отбора — это позволит сделать ее более эффективной. Нам важно, чтобы к нам приходили осознанно, понимая, что «Школа Икс» — экспериментальный проект, который подразумевает творческий подход и максимальную самостоятельность. Разумеется, мы не бросаем студентов на произвол судьбы. Выпускники «Школы Икс» получат тот же объем знаний по базовым академическим предметам, что и выпускники стандартных направлений обучения в вузе. Но формирование учебного плана строится в привязке к проектам, в которые погружаются студенты. Скажем, если для реализации проекта первокурсникам нужна инженерная графика, они получат инженерную графику. Когда понадобится материаловедение — получат материаловедение. Идеология такого подхода прозрачна и убедительна: знания нужно получать тогда, когда возникает потребность их практического применения. В таком контексте знания лучше и глубже усваиваются. Некоторые студенты, отобранные в прошлом году, в какой-то момент решили, что им больше подходит классический формат обучения — с семестрами и сессиями вместо модулей и проектов, — и продолжили учебу по стандартным вузовским направлениям. Что, на мой взгляд, нормально. Проектный формат действительно подходит не всем. По итогам первого года мы скорректировали образовательные модули, лучше адаптировали их к нашей специфике. «Школа Икс» — это гринфилд: проект создан с нуля командой, прошедшей подготовку в МШУ «Сколково». И существует лишь благодаря тому, что его поддержал наш ректор Б. Ч. Месхи, который понимает: если не начать двигаться в этом направлении сегодня, завтра будет уже поздно.

— Пилотность подразумевает возможность масштабирования.

— Безусловно. И мы понимаем всю ответственность и перед студентами, которых набираем, и перед вузом. Но альтернативы проектному обучению в подготовке инженеров нет. Классическая схема любого технического образования сводится к тому, что студент получает теоретические знания в вузе, а затем на месяц-полтора отправляется на производственную практику, где, как предполагается, наступает момент истины — теоретические знания обрастают практическими. К сожалению, это срабатывает далеко не всегда — именно в силу недостаточной мотивации, причем, не только студента, но и представителей производства. Разрыв между инженерным творчеством и получением теоретических знаний необходимо преодолевать. Уверен, что со временем этот стратегический принцип, который мы приземляем и осваиваем в «Школе Икс», будет тиражирован.

— Как проходит отбор в Институт опережающих технологий?

— Баллы решающей роли не играют. Как показала практика, ЕГЭ с установкой на запоминание правильных ответов закрепощает даже отличников. А нам нужны те, кто готов изобретать и экспериментировать. Поэтому одно из первых заданий — Marshmallow Challenge. Кому-то это может показаться игрой, и в построении башен из макарон, безусловно, присутствует игровое начало. Но главная цель такой игры — снять у ребят страх совместной деятельности с незнакомыми людьми. Не всем высокобалльникам это оказывается по плечу. Открытость к кооперации — важный для нас критерий. В одном из заданий мы предлагаем командам собрать конструкцию, но выдаем инструменты, несовместимые с материалами, — скажем, ножницы и фанеру. При этом в правилах выполнения задания не сказано, что команды не могут меняться инструментами. Рабочие решения находятся только тогда, когда участники понимают: то, что не запрещено, — разрешено, и начинают обмениваться инструментом. Мы не отбираем самых умных или самых подкованных. Мы отбираем тех, кто сумеет максимально эффективно реализовать свой запрос на качественное инженерное образование в нашем творческом развивающемся коллективе.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Образование, наука
«Альтернативы проектному обучению в подготовке инженеров нет»
Профессор Ратгерского университета Михаил Чикиндас будет руководить новой лабораторией «Центр агробиотехнологии» ДГТУ. В новый исследовательский коллектив входят биологи, ветеринары, зоотехнологи, инженеры. Цель — изучение и разработка биодобавок с пробиотиками. В конце прошлого года исследователи получили мегагрант правительства России (90 млн рублей на 2019–2021 годы).
Инновации
«Альтернативы проектному обучению в подготовке инженеров нет»
Студент ДГТУ Сергей Бутенко вместе с командой создал технологию оценки кредитных рисков, основанную на использовании искусственного интеллекта. По его словам, аналогов продукта нет ни в России, ни в мире. Сейчас команда разработчиков ведет переговоры о продаже технологии с несколькими московскими банками.
Новые продукты
«Альтернативы проектному обучению в подготовке инженеров нет»
Агрегатор копицентров «ПринтA4», созданный резидентами промышленного коворкинга «Garaж» ДГТУ, рассчитан на тех, кого необходимость распечатать документы застала врасплох. Сервис позволяет найти наиболее удобно расположенный для вас центр печати, дистанционно загрузить документ, не используя флешки и другие носители, и расплатиться онлайн.
Образование, наука
«Альтернативы проектному обучению в подготовке инженеров нет»
Ученые Донского государственного технического университета (ДГТУ) исследуют генетические особенности поведения зависимых от интернета людей для разработки программы индивидуальной психотерапевтической работы с пользователями, у которых интернет провоцирует деструктивные формы поведения.
Образование, наука
«Альтернативы проектному обучению в подготовке инженеров нет»
На базе Донского государственного технического университета (ДГТУ) открылся Дом научной коллаборации имени А. С. Попова. Центр дополнительного образования учащихся и педагогов создан в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». Финансирование составило 10,6 млн руб.
Просмотров: 7905

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
«Альтернативы проектному обучению в подготовке инженеров нет»
Агрохолдинг «Степь» вступил в качестве партнера в федеральную программу профориентации для школьников «Билет в будущее». Программа внедрена во всех российских школах в рамках внеучебной программы. Материалы, подготовленные с помощью ростовской компании, знакомят ребят с профессией агронома и особенностями полевых работ.
Образование, наука
«Альтернативы проектному обучению в подготовке инженеров нет»
Постдок из Индии Четан Кесвани работает ведущим научным сотрудником в Академии биологии и биотехнологии имени Д. И. Ивановского Южного федерального университета. Его деятельность направлена на повышение плодородия без добавок химических удобрений и пестицидов, а также на оздоровление почвы. Он также возглавляет молодежную лабораторию, считая российских студентов чрезвычайно любознательными.
Образование, наука
«Альтернативы проектному обучению в подготовке инженеров нет»
Агрохолдинг «Степь» поддержал проект по развитию сообщества «Медиакампус #ДонМолодой». Инициатива реализуется в Ростовской области — базовом регионе присутствия компании. Молодым специалистам в области медиакоммуникаций компания предложила практический кейс в качестве задания, а также практики и стажировки.
Образование, наука
«Альтернативы проектному обучению в подготовке инженеров нет»
Иранка Тариголизаде Сарие работает старшим научным сотрудником в академии биологии и биотехнологии имени Д.И. Иваницкого Южного федерального университета. Она кандидат биологических наук. Вместе с российскими учеными она изучает тайны системы почва-растение.