«Альтернативы проектному обучению в подготовке инженеров нет»
В 2019 году прошел первый набор в Институт опережающих технологий «Школа Икс», открытый в Донском государственном техническом университете. Одним из ключевых направлений института стала подготовка специалистов для «умного» сельского хозяйства, а в его принципы были заложены проектный формат и модульная структура обучения. Директор «Школы Икс» Павел Герасин рассказал об итогах первого года работы экспериментальной образовательной площадки ДГТУ и перспективах ее развития.
За год обучения студенты «Школы Икс» успели защитить первые инженерные проекты и заинтересовать потенциальных заказчиков разработками в области сити-фермерства. В процедуру отбора на новый учебный год добавилось собеседование, но основной принцип отбора по способности к конструктивному мышлению и готовности к командной работе остался неизменным.
— Как вы в целом оцениваете первый год работы «Школы Икс»?
— Он был продуктивным. Конечно, пришлось скорректировать планы в связи с пандемией. Проектная работа, заложенная в основу наших образовательных методик, подразумевает не только этап проектирования, который можно провести онлайн, но и стадию сборки прототипа — причем в буквальном смысле руками, а это не сделаешь в Skype или Zoom. Но мы довольны итогами. Для апробации своих инженерных талантов мы предлагаем ребятам сферу «умного» сельского хозяйства. Одна из проектных команд разработала и собрала автоматизированную теплицу, в которой выращиваются зелень и пряные травы. В обмен на пластиковую бутылку автомат позволяет вам получить горшочек с растением. Это социальный экологический проект. Другая команда сфокусировалась на бизнес-проекте — теплице для выращивания микрозелени. Кроме того, мы извлекли из этого сложного года массу полезных уроков. Добавили собеседование в процедуру отбора — это позволит сделать ее более эффективной. Нам важно, чтобы к нам приходили осознанно, понимая, что «Школа Икс» — экспериментальный проект, который подразумевает творческий подход и максимальную самостоятельность. Разумеется, мы не бросаем студентов на произвол судьбы. Выпускники «Школы Икс» получат тот же объем знаний по базовым академическим предметам, что и выпускники стандартных направлений обучения в вузе. Но формирование учебного плана строится в привязке к проектам, в которые погружаются студенты. Скажем, если для реализации проекта первокурсникам нужна инженерная графика, они получат инженерную графику. Когда понадобится материаловедение — получат материаловедение. Идеология такого подхода прозрачна и убедительна: знания нужно получать тогда, когда возникает потребность их практического применения. В таком контексте знания лучше и глубже усваиваются. Некоторые студенты, отобранные в прошлом году, в какой-то момент решили, что им больше подходит классический формат обучения — с семестрами и сессиями вместо модулей и проектов, — и продолжили учебу по стандартным вузовским направлениям. Что, на мой взгляд, нормально. Проектный формат действительно подходит не всем. По итогам первого года мы скорректировали образовательные модули, лучше адаптировали их к нашей специфике. «Школа Икс» — это гринфилд: проект создан с нуля командой, прошедшей подготовку в МШУ «Сколково». И существует лишь благодаря тому, что его поддержал наш ректор Б. Ч. Месхи, который понимает: если не начать двигаться в этом направлении сегодня, завтра будет уже поздно.
— Пилотность подразумевает возможность масштабирования.
— Безусловно. И мы понимаем всю ответственность и перед студентами, которых набираем, и перед вузом. Но альтернативы проектному обучению в подготовке инженеров нет. Классическая схема любого технического образования сводится к тому, что студент получает теоретические знания в вузе, а затем на месяц-полтора отправляется на производственную практику, где, как предполагается, наступает момент истины — теоретические знания обрастают практическими. К сожалению, это срабатывает далеко не всегда — именно в силу недостаточной мотивации, причем, не только студента, но и представителей производства. Разрыв между инженерным творчеством и получением теоретических знаний необходимо преодолевать. Уверен, что со временем этот стратегический принцип, который мы приземляем и осваиваем в «Школе Икс», будет тиражирован.
— Как проходит отбор в Институт опережающих технологий?
— Баллы решающей роли не играют. Как показала практика, ЕГЭ с установкой на запоминание правильных ответов закрепощает даже отличников. А нам нужны те, кто готов изобретать и экспериментировать. Поэтому одно из первых заданий — Marshmallow Challenge. Кому-то это может показаться игрой, и в построении башен из макарон, безусловно, присутствует игровое начало. Но главная цель такой игры — снять у ребят страх совместной деятельности с незнакомыми людьми. Не всем высокобалльникам это оказывается по плечу. Открытость к кооперации — важный для нас критерий. В одном из заданий мы предлагаем командам собрать конструкцию, но выдаем инструменты, несовместимые с материалами, — скажем, ножницы и фанеру. При этом в правилах выполнения задания не сказано, что команды не могут меняться инструментами. Рабочие решения находятся только тогда, когда участники понимают: то, что не запрещено, — разрешено, и начинают обмениваться инструментом. Мы не отбираем самых умных или самых подкованных. Мы отбираем тех, кто сумеет максимально эффективно реализовать свой запрос на качественное инженерное образование в нашем творческом развивающемся коллективе.