«У нас очень осторожные прогнозы на следующий год»
В минувшем году компания Elis открыла 17 магазинов по всей России. Ретейлер укрупняет формат магазинов, меняет мерчендайзинг, улучшает качество обслуживания и параллельно проводит автоматизацию своих внутренних процессов. Скачок курса доллара и повышение ставок по кредитам стало наиболее тревожным фактором. Доходы населения не успевают за ростом цен, из-за чего бизнес не ждет бурного роста спроса и трафика в магазинах, отмечает руководитель федерального ретейлера и производителя одежды Elis Александр Еремеев.
А.Е.: — Если брать последний год, то какой-либо неопределенности у нас нет. Все события уже случились. Пандемия прошла, СВО находится в достаточно стабильной фазе, президента мы выберем, зарубежные бренды одежды ушли, их место заняли российские. Те, у кого уже было место на рынке, расширились. Появилось и немало новых магазинов. Большинство предпринимателей восприняли уход западных брендов как дополнительную возможность и постарались это использовать.
Если говорить о знаковых событиях прошедшего года, которые влияют на нашу стабильность, это, конечно, скачок курса доллара и повышение ставок по кредитам. Практически все сырье мы закупаем за валюту, правда, сейчас большую часть за юани и лиры. Требуется дополнительное количество оборотных средств, чтобы продолжать бизнес, закупать материалы и производить в том же объеме. Несколько лет назад такое уже было. Мы знаем, как действовать, работаем по отработанной схеме. Правительство выполняет все свои обязательства. Есть меры поддержки бизнеса, которыми мы пользуемся, в том числе льготным кредитованием инвестиционных проектов.
У нас есть общая концепция развития на три года и подробный план на один год. Недавно проводили стратегическую сессию, еще раз пересмотрели концепцию, что-то оставили, что-то поменяли. Изменения обусловлены тем, что меняется рынок. Конкуренты стали гораздо более активно вести себя. Раньше он был как-то поделен, у каждого своя ниша. Сейчас компании, которые работали только с женским ассортиментом, начали работать и с мужским, и с детским. И в этих изменениях нам нужно не терять, а расширять аудиторию. Мы тоже сейчас активно выводим на рынок мужской бренд 20line. В этом году наблюдали, присматривались, как он растет. В следующем году будет бурное развитие этого направления.
Мы также будем продолжать работу с нашими партнерами-франчайзи. Хотим изменить условия и сделать им более выгодное предложение.
Укрупняем форматы магазинов, меняем мерчендайзинг, улучшаем качество обслуживания. В этом году мы открыли 17 новых магазинов, в планах на следующий — чуть больше. Хотим также закрыть несколько старых магазинов в маленьких ТЦ, которые теряют свою эффективность.
Идут изменения в каналах сбыта. Все больше места начинает занимать e-commerce. Но там условия игры не совсем понятны. Комиссия на маркетплейсах большая, трудно оценить, насколько остатки и запасы на их складах ликвидны. Мы расширяем свое присутствие на маркетплейсах, но делаем это аккуратно.
Из-за роста ключевой ставки ЦБ РФ деньги становятся дороже. Это уменьшает доходность или прибыльность. Переложить повышение затрат на конечный продукт не получается, потому что рынок и цены формируются огромным количеством игроков. Надо оптимизировать процессы и повышать производительность труда, что мы и делаем.
N: — А какие изменения в бизнес-процессы приходилось вносить в 2023 году?
А.Е.: — Мы несколько изменили логистику. Сформировались другие маршруты и условия оплаты. Были проблемы с морскими перевозками, и они будут продолжаться. Сейчас, например, в Красном море заваруха. Поэтому стали активнее использовать автомобильный транспорт.
Началась автоматизация бизнеса. Приобретаем оборудование, которые облегчает труд работников, повышает производительность и улучшает качество изделий. Как я уже отметил, мы переводим системы управления предприятия на платформу ERP 1C. Внедрили систему адресного хранения и автоматической комплектации на складах.
N: — Насколько можно прогнозировать спрос и покупательную способность населения?
А.Е.: — Есть такой показатель, как трафик. Мы в план закладываем, сколько людей, по прогнозам, придет в наши магазины. Сейчас рассчитываем, что в 2024 году их придет столько же, сколько в 2023 году. То есть не надеемся на сильный рост трафика. Рынок не принимает повышение цен. Люди не могут резко начать покупать все в 1,5-2 раза дороже. Доходы населения не соответствуют ценам, поэтому рассчитывать на серьезную прибыль в этом и ближайшем сезонах не приходится. Надеемся, что доходы населения будут выравниваться с ценами, но понимаем, что не на столько, на сколько вырос курс. Мы в свою очередь будем менять ассортиментную политику и поджимать свои расходы. Но даже если покупательная способность и вырастет, она перераспределиться между огромным количеством игроков.
Кроме того, когда международные бренды, которые были якорными арендаторами в ТЦ, ушли, трафик резко снизился. Сейчас эти площади заполнены, и трафик в торговых центрах практически вернулся на уровень до СВО. Но дальше я не вижу потенциала для его увеличения. В общем, очень осторожные у нас прогнозы на следующий год.
N: — Как часто в этом году вам приходилось менять личные и бизнес-планы? Могли бы привести один или несколько наиболее ярких примеров?
А.Е.: — Личные не приходилось. В бизнесе мы ни один проект не отложили. Сейчас реализуем два крупных проекта. Это строительство логистического комплекса рядом с нашей трикотажной фабрикой и переход системы управления предприятия на платформу ERP 1C. Их суммарная стоимость — 750 млн рублей.
N: — Какое событие в жизни вашей компании в этом году вы считаете наиболее значимым?
А.Е.: — Празднование Нового года. Мы не отмечали его три года в связи со всеми событиями. На праздник соберется 800 человек. Это почти треть нашей команды.