Неудобный Расторгуев
Портал «АртдокМедиа» на 40 дней открыл для бесплатного просмотра фильмы погибшего в Центральной Африканской Республике ростовского документалиста Александра Расторгуева. Его фильмы — это всегда пристальный и очень честный взгляд. Такой взгляд неудобен. Выводит из зоны комфорта, неподготовленных раздражает, начальство так и просто бесит.
«Это был великий режиссер. Слово «был» вонзается, как нож в сердце, бьет, как молот по голове. И я не верю, что он был. Так не может быть. И так не будет никогда. Я сто тысяч раз посылал его ко всем чертям и куда подальше. А он, гад, всегда обращался ко мне на «вы», — пишет о Расторгуеве его коллега по цеху и один из его соавторов Виталий Манский. — Он абсолютно гениальный автор. Он чувствовал время как, пожалуй, никто или как все мы вместе взятые. Его «Мамочки» и «Чистый четверг», его «Дикий, дикий пляж» — эпос русской жизни, как «Война и мир», как «Мертвые души», как та правда, обращенная в художественный образ, ради которого существует документальное кино. Смотрите Расторгуева. Смотрите да увидите!»
Фильмы Александра до конца первой декады сентября можно бесплатно посмотреть на сайте «АртдокМедиа». Это архив документального кино, снятого в странах бывшего СССР с начала 2000-х годов.
Большинство картин выпускника филфака РГУ Александра Расторгуева было отмечено наградами отечественных и зарубежных фестивалей начиная с дебютной «До свидания, мальчики» (1997), снятой в ростовском детском приемнике-распределителе. Вот что писала тогда о фильме корреспондент N Надежда Волкова: «Что-то чистое, изначальное, чувственное, мечтательное в глазах восьми-девятилетних детей. Красивый мальчик-натурщик, цинично рассуждающий о выгоде быть альфонсом. Пошленькие анекдоты из уст преподавательниц художественного училища. Красота истинная и наносная, любовь подлинная и просчитанная. «Три сестры» Чехова и «Три сестры» Гребенщикова, вообще тексты Чехова и БГ преобладают в фильме. А дух чеховских пьес склеивает кусочки мозаичной жизни, дает какую-то призрачную и лишь в силу своей призрачности реальную надежду на счастье. «Город золотой» на блатной манер — документальная действительность, которую не откорректируешь. У попавшего в приемник-распределитель ребенка любимая песня — про зону. И все же лица этих детей из приемника прекрасны, и прекрасными их делает любовь, не исковерканная лицемерием и пошлостью. Фильм получился светлым и грустным одновременно. Как песни БГ и пьесы Чехова».
В 2000 году фильм Расторгуева «Твой род» получил «ТЭФИ». Тогдашнее региональное телевизионное начальство Александра постаралось этого не заметить. В 2001 году получает «Лавровую ветвь» российского фестиваля неигрового кино фильм «Мамочки».
«Важно то, что это не корпоративный приз, не «слонов» раздали, — сообщил тогда корреспонденту N Александр Расторгуев. — После получения «ТЭФИ» нас уволили с работы. Что будет после «Лавровой ветви» — неизвестно. Это игра в крестики-нолики: нам ставят крестик — мы отвечаем ноликом».
«Мамочек» увидел и европейский зритель. В Голландии, по словам очевидцев, зал был полон, зрители стояли в проходах, кто-то просто плакал.
Вот что писала о фильме литературный критик В. Семина: «Фильм — о рождении ребенка в одной из местных семей... При первых кадрах кажется: чернуха, которую так здорово сейчас научились лепить кинематографисты. Но, следуя за жестковатой камерой оператора, понимаешь скоро: это самая что ни на есть действительная жизнь, поток ее: отойдите в сторону от блистающего центра с офисами и магазинами для богатых — и вы увидите эту жизнь. Движение камеры завораживает: видно, что ничего не придумано, не подстроено, не выпячено специально, не подчеркнуто. Как им удалось заснять этот поток? Я спрашивала у сценариста Сусанны Баранжиевой. Оказывается, съемочная группа подружилась с семьей, сблизилась так, что люди перестали замечать камеру, не видели в постановщиках посторонних. Меня тронула эта высокая честность группы в отношении к материалу: не наскок, не схватывание того, что требуется массе, а тяжелая правда».
Фильм о Чеченской войне «Чистый четверг» помимо Гран-при на французском фестивале документалистики Cinema Reel и других призов заслужил высокую оценку Александра Сокурова. Стилистика этой картины явно наследует традициям Андрея Тарковского и самого Сокурова.
«Сам режиссер полагает, что «Чистый четверг» станет частью истории. Действительно, это детский фильм. Для сегодняшних детей, которые завтра вырастут и захотят понять, что это такое — война в Чечне», — писала в 2004 году о фильме корреспондент N Юлия Уракчеева.
Дети растут, войны не прекращаются, как и попытки найти ответы на проклятые вопросы. Кто-то считает, что искать не нужно. Что и так хорошо. Смотреть мужественно и прямо в лицо жизни дано не каждому. Александру Расторгуеву это было под силу.
P.S. Редакция «Города N» выражает соболезнование родным и близким Александра Расторгуева. Коллеги и друзья Александра Расторгуева просят неравнодушных людей оказать помощь его родителям. Карта Cбербанка: 2202200669764142, Расторгуева Людмила Ивановна. Посмертная «Лавровая ветвь»
Режиссер Александр Расторгуев посмертно стал лауреатом премии «Лавровая ветвь» за вклад в кинолетопись. Об этом сообщается на официальном сайте ежегодной премии неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь».
«31 июля стало известно о трагической гибели нашего друга, одного из талантливейших режиссеров своего времени Александра Расторгуева. В эти дни совет премии должен был определить лауреата 2018 года за вклад в кинолетопись. Единогласным решением совета, состоящего из 11 ведущих деятелей документального кино, было решено вручить эту награду Александру Расторгуеву посмертно», — говорится в сообщении.
Церемония вручения премии состоится 12 декабря в день закрытия международного фестиваля документального кино «Артдокфест».
Александр Расторгуев родился 26 июня 1971 года в Ростове-на-Дону. В 2000-х годах работал режиссером в телерадиокомпании «Дон-ТР», затем — в петербургской редакции телеканала «НТВ». В 2001 году организовал студию «Кино». В соавторстве с документалистом Павлом Костомаровым выпустил документальные фильмы «Я тебя люблю» (2010), «Я тебя не люблю» (2012).
Лауреат премии «ТЭФИ-Регион» (2000, за фильмы «Век мой» и «Твой род»). За фильм «Дикий, дикий пляж. Жар нежных» Александр Расторгуев был удостоен премий «Лавр» (2005), «Триумф» (2006), «Белый слон» (2006) и специального приза жюри Международного фестиваля документального кино в Амстердаме (2006); за фильм «Мальки и мамки» получил специальный приз жюри кинофестиваля «Артдокфест» (2008).