Занавес закрывается: «Театр 18+» не смог пережить кризис
«Театр 18+» заявил, что прекращает свое существование из-за долгов и финансового кризиса. Найти поддержку ни у государства, ни у частных лиц не получилось. Эксперт говорит, что хороший независимый репертуарный театр в нашей стране чувствует себя плохо. Подобных «Театру 18+» проектов в России единицы.
Ростовский независимый «Театр 18+» объявил о закрытии. В качестве постоянно действующей̆ репертуарной̆ театральной̆ площадки он больше существовать не будет. Причиной закрытия стали финансовые трудности и необходимость платить арендную плату в условиях, когда театр не может показывать спектакли и зарабатывать.
«Благодаря вашей поддержке мы смогли продержаться до конца сезона. И мы от всего сердца благодарим каждого, кто нашел возможность помочь нашему театру в это непростое время. Но театр продолжает погружаться в долги — несмотря на то что все работники ушли в отпуск без содержания на неопределенный срок, аренду мы продолжаем платить. Это, а также абсолютная непредсказуемость происходящего в стране и в мире заставило нас принять это непростое решение», — говорится в сообщении на сайте театра.
«Театр 18+» был создан в Ростове-на-Дону в 2013 году по инициативе бизнесмена Евгения Самойлова и режиссера Ольги Калашниковой и располагался в здании бывшей макаронной фабрики в пространстве арт-центра MAKARONKA. Специализировался на современной драматургии, знакомил зрителей с новыми театральными тенденциями и актуальным театром в целом.
Учредитель Евгений Самойлов изначально договорился с владельцем помещения о достаточно лояльных условиях арендной платы, но с конца марта театр не работает, а предоставлять бесплатно такое большое пространство арендодатель не может, пояснил N художественный руководитель театра Юрий Муравицкий. Он отметил, что бренд «Театр 18+» сохранится, не исключается и возможность создания отдельных проектов совместно с другими институциями.
— Если говорить о театре как о пространстве, где с четверга по воскресенье играются спектакли, где команда создает репертуар, регулярно выпускает новые проекты и устраивает читки, то его больше не будет. Тем не менее мы обязательно выпустим спектакль «Это любовь» онлайн и найдем возможность показать его офлайн. Деньги на этот проект собирались на краудфандинговой платформе, многие люди нам помогли. Мы несем за это ответственность и обязательно выпустим проект, но где, когда и сколько раз сможем показать этот спектакль, точно сказать пока не могу. Главный режиссер театра Герман Греков репетировал спектакль «Путаница» для двух актеров. Возможно, он тоже будет где-то показан под брендом «Театра 18+», — говорит Юрий Муравицкий.
Еще в феврале «18+» заявил о том, что находится в финансовом кризисе. В театре говорят, что причин закрытия несколько. Среди них — плохая заполняемость зала, отсутствие средств на рекламу и на новые постановки.
В 2019 году театр стал лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент», получив награду за спектакль-променад «Волшебная страна». Коллектив «18+» надеялся, что после получения «Золотой маски» интерес к театру возрастет, но зрительского наплыва, к сожалению, не произошло. Тогда в театре разработали новую программу развития, планировали поменять концепцию, создать попечительский совет, начать ставить классику и выпустить несколько новых спектаклей, но никак не ожидали, что вмешается коронавирус.
— Были попытки оттянуть закрытие на неограниченный срок, но не получилось. В период пандемии никакой поддержки от государства театр не получил, но нельзя все валить на коронавирус. Театр уже был в кризисе, мы пытались его спасти, организовывали пресс-конференцию, говорили, что находимся на грани закрытия, но не нашли поддержки ни у частных лиц, ни у государства. Если культурный бренд театра важен для Ростова, то, естественно, государственная поддержка нам бы не помешала. Не нашлось людей, готовых вложиться, и это главная причина, — заявил главный режиссер театра Герман Греков.
Шансов, что театр возобновит работу в прежнем режиме, практически нет, рассказали в «18+». Коллектив разойдется, люди будут искать новую работу и делать другие проекты. Продолжит существовать YouTube-канал театра, на который вскоре выложат все спектакли.
Для России независимый репертуарный театр в регионах — редчайшая вещь. В основном свободные команды работают в рамках разовых спектаклей и проектов, которые не являются для артистов и режиссеров основной работой и средством заработка, говорит театральный критик, председатель экспертного совета театральной премии «Золотая маска» Дина Годер:
— «Театр 18+» был невероятно интересным проектом. В городе создали крутую команду, которая делала что-то непривычное, отдавалась этому и у которой хорошо получалось. Я видела спектакли «Волшебная страна» Всеволода Лисовского и «Ханану» Юрия Муравицкого. Обе эти вещи отличные. Они сделаны с ощущением современности, в них нет никакой провинциальности. Настоящий современный театр. Я приезжала в Ростов, чтобы посмотреть «Волшебную страну», на спектакль пришли в основном ростовчане. Особенно поразило, как люди удивлялись собственному городу, говорили, что никогда не были в тех местах, куда привел их спектакль. Театр открывал свой же город своим же жителям. Это было трогательно. Независимый театр с полноценным репертуаром, специализирующийся на современной драматургии, приглашающий режиссеров из разных городов и делающий непривычные вещи — это большая редкость. Из того, что я видела, подобным образом и на таком уровне работает только театр «Угол» в Казани. Удивительно, что «Театру 18+» так долго удалось просуществовать. К сожалению, развитой грантовой частной и государственной поддержки, такой как в Европе, у нас нет, поэтому хороший независимый репертуарный театр в нашей стране не живет.