г. Ростов-на-Дону
23 ноября 2024 04:43:58
102.58
107.43

За что в России бьют?

В «Театре 18+» прошла ростовская премьера Abuse Opera — это проект Алексея Ершова и Максима Карнаухова из Санкт-Петербургского «Театра. На Вынос». После спектакля на режиссера обрушился шквал вопросов от непонимания происшедшего.

«Театр. На Вынос» существует в рамках городской среды, а режиссеры Максим Карнаухов и Алексей Ершов позиционируют его как стрит-арт-проект. Локациями для постановок оказываются заброшенные здания, бары, арт-пространства и т. д. Последняя постановка «Театра. На вынос» — Abuse Opera. Премьера спектакля состоялась в Москве в рамках фестиваля «ФОРМА-2018».

Вопросом «За что бьют в России?» — задавались режиссеры, когда собирали истории людей о психологическом, экономическом или физическом насилии. И этот вопрос первоначально должен был стать названием спектакля. Постановщики в течение года собирали истории у случайных прохожих на улицах Санкт-Петербурга: кто-то сразу разворачивался и уходил, а кто-то делился сокровенным. Некоторые участники откликались в интернете и рассказывали о своем опыте насилия.

Когда материал был отобран, потребовалось определиться с формой спектакля. В итоге режиссеры остановились на жанре социально-документальной оперы. На вопрос, почему спектакль разыгрывается в жанре оперы, Алексей Ершов ответил:

— Бывает, выходишь покурить на лестничную площадку, а в соседнем окне соседи ругаются, а если представить, что в каждом доме и каждом окне кто-то ругается, то создается шум, подобно хоровому пению.

— Вместо ограничений, которые предполагает жанр оперы, мы отдаем предпочтение мобильным формам музыки. А они, в свою очередь, находятся в прямой зависимости от конкретных исполнителей и от того, в каком пространстве исполняется сочинение, — пояснил главный режиссер проекта Максим Карнаухов.

Отобранные тексты режиссеры поделили на слова, которые актеры произносили в определенный промежуток времени. Вместо музыки было решено использовать обычные звуки, например звук закипающего чайника или разговоры зрителей между собой. Так родилась идея задействовать в спектакле гостей, поработать над его воспроизведением.

На афише Abuse Opera вместо времени постановки указано время работы: с 20.00 до 21.00, а вместо антракта — технические перерывы, хотя антракт и не подразумевался. Перед началом спектакля режиссеры попросили гостей «передвигаться по арт-центру MAKARONKA как вздумается, обсуждать происходящее и при этом не мешать работать актерам». Актеры стояли в хаотичном порядке по всему пространству арт-центра. Перед каждым из них стоял пюпитр с текстом и расписанным таймингом. Постановка началась с междометий. Зрители хаотично перемещались по арт-центру, заглядывали в тексты актеров, чтобы понять, о чем все же идет речь, а кто-то продолжал пить чай у бара «Стойка». У всех на лице читалось недоумение от происходящего. На сороковой минуте начался технический перерыв: актеры притихли, кто-то взял в руки планшет, на котором до этого смотрел на минуты, чтобы произнести нужную реплику, и включил футбол, а кто-то слушал песню «О доброте» из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика». В это время актер и актриса стали переодеваться в одежду друг друга. После десяти минут «технического перерыва» действие снова продолжилось, пошли реплики о насилии: «Я ударила ее головой о качель», «Убери руки», «А сколько ты стоишь?», напряжения добавила фраза: «Полиция!» — и нецензурные выкрики, а далее все пошло на спад. И вот в конце актеры с улыбкой на лице произносят слова «мама», «дом» и т. д. За время оперы так никто и не услышал полных историй, и только самые внимательные зрители подошли к актерам и прочитали текст. После часового действия кто-то из присутствующих пошел вызывать такси, а кто-то за сигаретой обсуждал, что потратил деньги зря, ну а некоторые все же остались на обсуждение премьеры совместно с режиссерами.

В одном из текстов актеров была фраза: «Полицейские бьют стариков и женщин. Но это неинтересно. Это все видели». Эту реплику режиссеры особенно выделили на обсуждении, сделав акцент на том, что мы все привыкли к насилию и подчас уже его не замечаем. Но, как потом подметил Юрий Муравицкий, художественный руководитель «Театра 18+», говоря о концепции спектакля:

— Это одна история, которая касается каждого: мы слышим интонации, которые доносятся отовсюду, считываем их, и они в каждом из нас.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Культура
Молодежный театр закрыл сезон премьерой спектакля «Амадей». Как полагает исполнитель роли Сальери Сергей Беланов, это история Моцарта, которую Сальери рассказывает от себя.
Культура
За что в России бьют?
В музее современного изобразительного искусства на Дмитровской (МСИИД) открылась выставка «Весь мир театр. Преображение». На ней представлено около 50 работ, выполненных художниками из Франции, Австрии, Германии, Белоруссии, Украины и России.
Культура
За что в России бьют?
Театр «Человек в кубе» приглашает 24 и 25 августа на спектакль «Рыбак и его душа» — выпускной работы, которую поставила режиссер Катерина Рындина с участниками Студии актерского мастерства (САМ) при театре.
Культура
На площадке галереи «Книжный» 30 августа в 19:00 поставят спектакль по одному из произведений А.С. Пушкина. «Пиковую даму» будут играть актеры театра комедии «КЛАССиКа».
Культура
За что в России бьют?
Поздно вечером 6 октября в лофт-пространстве «Библиотека» пройдет первая «Ночь импровизационной комедии».
Просмотров: 3468

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Культура
За что в России бьют?
В Азовском музее-заповеднике проходит выставка «История русского костюма и народных праздников в коллекции кукол Цимлянского муниципального музея». Глиняные игрушки и миниатюрные народные костюмы создают особое приподнятое настроение.
Культура
За что в России бьют?
22 и 23 ноября в здании гимназии Таганрогского музея-заповедника состоится премьера спектакля «Уроки дяди Вани». Таганрогский камерный театр (ТКТ) предложил свою версию чеховской пьесы.
Культура
За что в России бьют?
В Донской публичной библиотеке выставляются работы заслуженного художника РСФСР Анатолия Легостаева.
Культура
За что в России бьют?
В художественной галерее «Ростов» открылась выставка питерского художника Алексея Андреева и ростовского скульптора Маши Богораз «Метрономикон». Так называется параллельный, постапокалиптический мир, который придумал Алексей Андреев. Истории о нем легли в основу сборников рассказов, подкастов и аудиоспектаклей.