«Взрослая дочь молодого человека» вернулась на сцену
Молодежный театр представил премьеру спектакля «Взрослая дочь молодого человека» по одноименной пьесе Виктора Славкина. Действие разворачивается в Москве в конце 1970-х годов. В квартире главного героя Бэмса и его жены Люси встречаются и вспоминают молодость бывшие сокурсники — стиляги, 20 лет не видевшие друг друга.
В этом сезоне Молодежный взял курс на советскую драматургию. В июне в театре проходила экспериментальная лаборатория Олега Лоевского «Пьесы советских авторов». За три дня приехавшие в Ростов режиссеры должны были подготовить эскизы трех спектаклей. «Взрослая дочь молодого человека» — уже вторая после «Варшавской мелодии» полноценная постановка, выросшая из наброска и занявшая свое место в репертуаре. Пьесы известны широкой публике по советским телеспектаклям, ставшим культовыми. Но если «Варшавская мелодия» многократно ставилась на советской сцене и сейчас идет на подмостках ведущих театров страны, то «Взрослая дочь молодого человека» богатой сценической судьбой похвастаться не может. Вернуть пьесу, ставшую когда-то легендарной, взялся режиссер Георгий Цнобиладзе: — Пьеса прекрасная. Когда была лаборатория, я должен был выбрать одну из трех предложенных. Мне созвучнее эта история. Она сегодня может зазвучать заново и не менее остро, чем тогда, когда была написана. Здесь есть двойное воспоминание: персонажи вспоминают свое прошлое, и мы вспоминаем наше прошлое вместе с ними. И мы понимаем, что на самом деле ничего не изменилось. Страна осталась та же, только называется по-другому и границы другие, проблемы, люди, чувства те же. В жизни у человека ничего не меняется. И в этом, мне кажется, интерес. Классику советской драматургии рассказали языком современного театра. Удерживать внимание зала историей, в которой мало активных действий, но много диалогов о прошлом и воспоминаний героев, — задача не из простых. Вот и приходится развлекать зрителя оригинальными постановочными ходами и режиссерскими «фишками». В спектакле фактически соединяются два вида искусства. Сценическое действие периодически сменяется кино. Иногда они идут параллельно, взаимодействуя друг с другом. Играют в фильме те же актеры. Кадры демонстрируются на экране, расположенном на задней части сцены, и показывают действие, происходящее вне ее. Первый и второй акты совершенно разные по ритму и темпу. Кажется, что смотришь два разных спектакля. Первый, основу которого составляют ностальгические разговоры стиляг за столом, удачен игрой актеров. Выделяется и ведет первое действие заслуженный артист РФ Александр Семикопенко. Его герой Прокоп, в отличие от друга, «молодого человека» Бэмса, за годы повзрослел, но при этом не растерял юношеского азарта и оптимизма и студенческой находчивости. Он, в прошлом стиляга, а сейчас любящий отец, приехал из Челябинска в Москву устраивать сына в институт. Выделяется он не только игрой, но и визуально. На нем — горчичного цвета рубашка, галстук и костюм в клетку. Второй акт получился диаметрально противоположным первому. Динамичным, местами смешным, с некоторыми режиссерскими дополнениями к тексту. Так, прилежный абитуриент инженерного вуза Толя, оказывается, курит и начинает звонить в Америку. Создатели спектакля не ставили перед собой цель воссоздать интерьер советской квартиры, в которой происходит действие. Сценография передает атмосферу и настроение 1950-1970-х годов. К потолку подвешено около 20 светящихся абажуров. Комната «дочери молодого человека» светлая, с кучей зелени и цветов, выглядит достаточно современно и совсем не по-советски. Художественное оформление спектакля очень романтично и стильно, что соответствует настроению стиляг.