«Виртуальный тур на сайте музея придает ему большую привлекательность»
Архитектор VR-проектов из Нижнего Новгорода Дмитрий Кашканов рассказал N о том, как музейные залы переносят в сеть.
Музеи по всему миру открывают свои залы для онлайн-посещения. В Ростовской области публике предлагают видеоэкскурсии и публикации, а часть музеев успела еще до ограничительных мер создать современные виртуальные туры. Архитектор VR-проектов из Нижнего Новгорода Дмитрий Кашканов рассказал N о том, как музейные залы переносят в сеть.
N: — Вы создавали виртуальные туры для музеев Ростовской области?
Д.К.: — На нашем счету уже несколько проектов оцифровки пространства в Ростовской области. К примеру, Аксайский военно-исторический музей представил публике экспозицию комплекса «Почтовая станция». Виртуальная экскурсия в интерьерах конца XVIII — начала XX века позволяет в деталях осмотреть все экспонаты. Уже отсняты коллекция военной техники и бункер, противовирусные меры отсрочили съемку прилегающей территории. Виртуальные прогулки доступны посетителям Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника.
N: — Режим самоизоляции увеличил интерес к виртуальным турам?
Д.К.: — Когда пять лет назад появилась эта технология, была идея совершенно бесплатно оцифровать музейные пространства в Нижнем Новгороде. Но в тот момент музейщики отнеслись к предложению настороженно, и я начал общение с музеями в других регионах, уже на платной основе. И вот там интерес был гораздо выше. Сейчас те музеи, которые с интересом отнеслись к новым технологиям, оказались готовы выполнить рекомендации министерства культуры и предоставить доступ к экспозициям онлайн. Таких музеев очень много. До ситуации с вирусом потенциал VR-проектов был не столь очевиден, спрос повышался плавно. Сейчас спрос на оцифровку резко вырос, и, как только ограничения снимут, у меня будет очень много работы. Помимо сиюминутной потребности есть и обширный исторический смысл. Виртуальные туры позволяют увидеть выставки, которые не экспонируются постоянно, в моем портфолио есть примеры, когда оцифровка помогла сохранить экспозиции, утраченные в реальности. Спустя годы будет очень интересно увидеть, как менялись коллекции и интерьеры в разные годы. С недавнего времени муниципалитеты, которые заинтересованы в повышении турпотока, оценили возможности современных технологий. В Краснодарском крае в этом году я буду оцифровывать целую станицу со всеми улицами. Мне уже приходилось делать виртуальные туры по небольшим городам — Правдинск и Гороховец. Можно пройти по улицам, войти в музеи, кафе, гостиницы. Это интересный завершенный туристический продукт, демонстрирующий потенциальным гостям, что город не только открыт для туристов, но и готов к приему.
N: — Как происходит оцифровка музейного пространства?
Д.К.: — Виртуальный тур состоит из серии сферических панорам. Наиболее простые панорамы снимают специальной камерой, автоматически выполняющей сферический снимок. Такие туры подойдут для общего представления о пространстве, для музея этого недостаточно. В музее важно, чтобы посетитель мог «сделать шаг» — приблизить витрину, прочитать надпись. Поэтому я снимаю панораму в виде серии фото в высоком разрешении 16К с помощью полноматричного цифрового фотоаппарата, профессиональной оптики и специального штатива. Снимается полная сфера — 38 кадров, в том числе пол, чтобы зритель «парил» по залам. Особенно это эффектно при использовании VR-технологии, которая стала широко доступна. Для музеев я начал также использовать специальные широкоугольные объективы — небольшие камерные помещения создают определенное настроение, атмосферу, а вот сфотографировать такие комнаты обычным способом невозможно без искажений. Сейчас мы уже можем добавить звуковое сопровождение, всплывающие блоки дополнительной информации, начали работу с трехмерными визуализациями экспонатов. Такой способ сможет победить вечное «руками не трогать» — на офлайн-экскурсии можно войти в виртуальное пространство и со всех сторон рассмотреть 3D-модель наиболее интересных предметов. Съемки по возможности проводят ночью, когда залы пусты, а свет из окон не влияет на освещенность. Средний музей снимаем около трех-пяти часов, затем следует программная обработка. Первые экскурсии требовали подключения специальных плагинов и солидных ресурсов от компьютера пользователя. Современные проекты доступны для просмотра с любых устройств, в том числе смартфонов. Часть наших экскурсий интегрирована в общедоступный сервис GoogleStreetView, но там не доступны дополнительные опции — звуковые комментарии и подробные снимки.
N: — Музеи не опасаются потери посетителей?
Д.К.: — В начале директора музеев опасались потерять выручку, но практика показала, что все наоборот. Наличие виртуального тура на сайте музея придает ему большую привлекательность, стимулирует интерес к тематическим офлайн-экскурсиям. Это так же, как в эпоху интернета люди продолжают ходить в кино, театры и на концерты. Виртуальная прогулка — это превью, понимание, чего ждать от музея. Поездка в реальности — событие, к которому целенаправленно готовятся. Виртуальный тур может помочь посетителю выбрать именно тот объект, который ему интересен, избежать разочарования, одновременно не даст пропустить интересное.
N: — Насколько доступно изготовление виртуального тура?
Д.К.: — Стоимость оцифровки постепенно снижается. Сейчас оцифровка пространств не требует большого штата сотрудников и ассистентов — в большинстве случаев я осуществляю съемку сам. Съемка — это самый ответственный момент в создании тура, и я хочу быть уверен в том, что все сделано как следует и не придется лететь через полстраны на повторную фотосессию. Конкуренция заметно выросла — сейчас масса предложений в разных ценовых диапазонах, стоимость одной панорамы примерно 1000-2500 рублей. На самом деле наименьший тарифный план «до 20 панорам» стоит 16 тысяч. Для небольшого музея этого вполне достаточно. Логично было ожидать спрос от бизнеса, но отели и рестораны пока прохладно относятся к таким возможностям, а вот примеры, когда на базе виртуальных туров запускают квесты в VR и превращают зрителей в активных участников, у нас уже есть.
Справка
Дмитрий Кашканов — архитектор VR-проектов, фотограф, писатель, путешественник, сертифицированный фотограф GOOGLE, основатель Студии виртуальных туров Дмитрия Кашканова. Школу окончил в Ростове-на-Дону, сейчас живет в Нижнем Новгороде. Образование: НГТУ им. Р. Е. Алексеева, кафедра электроники и сетей ЭВМ. Работает в фотовидеоиндустрии с 2000 года, снимает более полусотни виртуальных туров в год. В портфолио музейные, образовательные, бизнес-объекты различных регионов страны — от Камчатки до Калининграда.
В Ростовской области доступны для виртуального посещения объекты Азовского историко-археологического и палеонтологического музея — Пороховой погреб и Мемориальный дом-музей Р. Л. Самойловича. Пороховой погреб — единственный в России памятник военно-инженерного искусства XVIII века, экспозиция которого посвящена первому военному триумфу Петра I. Прогуляться также можно по залам мемориального дома-музея известного исследователя Арктики и Антарктики Рудольфа Лазаревича Самойловича. В первые же дни противоэпидемических мер специалисты музея начали снимать видеоэкскурсии по тематическим выставкам. Коллекция видеоэкскурсий размещена на сайте музея. На сайте ДГТУ доступна к просмотру экспозиция культурно-выставочного центра «Донская казачья гвардия», которая формировалась более 25 лет ростовчанами, не равнодушными к истории родного края, и включает в себя несколько сотен экспонатов.