г. Ростов-на-Дону
23 февраля 2025 07:27:58
88.17
92.02

«Виртуальный тур на сайте музея придает ему большую привлекательность»

Архитектор VR-проектов из Нижнего Новгорода Дмитрий Кашканов рассказал N о том, как музейные залы переносят в сеть.

Музеи по всему миру открывают свои залы для онлайн-посещения. В Ростовской области публике предлагают видеоэкскурсии и публикации, а часть музеев успела еще до ограничительных мер создать современные виртуальные туры. Архитектор VR-проектов из Нижнего Новгорода Дмитрий Кашканов рассказал N о том, как музейные залы переносят в сеть.

N: — Вы создавали виртуальные туры для музеев Ростовской области?

Д.К.: — На нашем счету уже несколько проектов оцифровки пространства в Ростовской области. К примеру, Аксайский военно-исторический музей представил публике экспозицию комплекса «Почтовая станция». Виртуальная экскурсия в интерьерах конца XVIII — начала XX века позволяет в деталях осмотреть все экспонаты. Уже отсняты коллекция военной техники и бункер, противовирусные меры отсрочили съемку прилегающей территории. Виртуальные прогулки доступны посетителям Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника.

N: — Режим самоизоляции увеличил интерес к виртуальным турам?

Д.К.: — Когда пять лет назад появилась эта технология, была идея совершенно бесплатно оцифровать музейные пространства в Нижнем Новгороде. Но в тот момент музейщики отнеслись к предложению настороженно, и я начал общение с музеями в других регионах, уже на платной основе. И вот там интерес был гораздо выше. Сейчас те музеи, которые с интересом отнеслись к новым технологиям, оказались готовы выполнить рекомендации министерства культуры и предоставить доступ к экспозициям онлайн. Таких музеев очень много. До ситуации с вирусом потенциал VR-проектов был не столь очевиден, спрос повышался плавно. Сейчас спрос на оцифровку резко вырос, и, как только ограничения снимут, у меня будет очень много работы. Помимо сиюминутной потребности есть и обширный исторический смысл. Виртуальные туры позволяют увидеть выставки, которые не экспонируются постоянно, в моем портфолио есть примеры, когда оцифровка помогла сохранить экспозиции, утраченные в реальности. Спустя годы будет очень интересно увидеть, как менялись коллекции и интерьеры в разные годы. С недавнего времени муниципалитеты, которые заинтересованы в повышении турпотока, оценили возможности современных технологий. В Краснодарском крае в этом году я буду оцифровывать целую станицу со всеми улицами. Мне уже приходилось делать виртуальные туры по небольшим городам — Правдинск и Гороховец. Можно пройти по улицам, войти в музеи, кафе, гостиницы. Это интересный завершенный туристический продукт, демонстрирующий потенциальным гостям, что город не только открыт для туристов, но и готов к приему.

N: — Как происходит оцифровка музейного пространства?

Д.К.: — Виртуальный тур состоит из серии сферических панорам. Наиболее простые панорамы снимают специальной камерой, автоматически выполняющей сферический снимок. Такие туры подойдут для общего представления о пространстве, для музея этого недостаточно. В музее важно, чтобы посетитель мог «сделать шаг» — приблизить витрину, прочитать надпись. Поэтому я снимаю панораму в виде серии фото в высоком разрешении 16К с помощью полноматричного цифрового фотоаппарата, профессиональной оптики и специального штатива. Снимается полная сфера — 38 кадров, в том числе пол, чтобы зритель «парил» по залам. Особенно это эффектно при использовании VR-технологии, которая стала широко доступна. Для музеев я начал также использовать специальные широкоугольные объективы — небольшие камерные помещения создают определенное настроение, атмосферу, а вот сфотографировать такие комнаты обычным способом невозможно без искажений. Сейчас мы уже можем добавить звуковое сопровождение, всплывающие блоки дополнительной информации, начали работу с трехмерными визуализациями экспонатов. Такой способ сможет победить вечное «руками не трогать» — на офлайн-экскурсии можно войти в виртуальное пространство и со всех сторон рассмотреть 3D-модель наиболее интересных предметов. Съемки по возможности проводят ночью, когда залы пусты, а свет из окон не влияет на освещенность. Средний музей снимаем около трех-пяти часов, затем следует программная обработка. Первые экскурсии требовали подключения специальных плагинов и солидных ресурсов от компьютера пользователя. Современные проекты доступны для просмотра с любых устройств, в том числе смартфонов. Часть наших экскурсий интегрирована в общедоступный сервис GoogleStreetView, но там не доступны дополнительные опции — звуковые комментарии и подробные снимки.

N: — Музеи не опасаются потери посетителей?

Д.К.: — В начале директора музеев опасались потерять выручку, но практика показала, что все наоборот. Наличие виртуального тура на сайте музея придает ему большую привлекательность, стимулирует интерес к тематическим офлайн-экскурсиям. Это так же, как в эпоху интернета люди продолжают ходить в кино, театры и на концерты. Виртуальная прогулка — это превью, понимание, чего ждать от музея. Поездка в реальности — событие, к которому целенаправленно готовятся. Виртуальный тур может помочь посетителю выбрать именно тот объект, который ему интересен, избежать разочарования, одновременно не даст пропустить интересное.

N: — Насколько доступно изготовление виртуального тура?

Д.К.: — Стоимость оцифровки постепенно снижается. Сейчас оцифровка пространств не требует большого штата сотрудников и ассистентов — в большинстве случаев я осуществляю съемку сам. Съемка — это самый ответственный момент в создании тура, и я хочу быть уверен в том, что все сделано как следует и не придется лететь через полстраны на повторную фотосессию. Конкуренция заметно выросла — сейчас масса предложений в разных ценовых диапазонах, стоимость одной панорамы примерно 1000-2500 рублей. На самом деле наименьший тарифный план «до 20 панорам» стоит 16 тысяч. Для небольшого музея этого вполне достаточно. Логично было ожидать спрос от бизнеса, но отели и рестораны пока прохладно относятся к таким возможностям, а вот примеры, когда на базе виртуальных туров запускают квесты в VR и превращают зрителей в активных участников, у нас уже есть.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Культура
«Виртуальный тур на сайте музея придает ему большую привлекательность»
По словам Елены Левиной, соосновательницы первого в Ростове и на постсоветской территории России частного музея искусства, свой 15-летний юбилей Музей современного изобразительного искусства на Дмитровской встречает в сложные времена — не хватает средств на крупные международные проекты, на рекламу. В то же время программа музея расписана на два года вперед.
Культура
«Виртуальный тур на сайте музея придает ему большую привлекательность»
Интернет-проект Оpen Gallery получил продолжение — у художников появилась Кантри-резиденция.
Образование, наука
«Виртуальный тур на сайте музея придает ему большую привлекательность»
В Ялте завершился региональный полуфинал всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства» президентской платформы «Россия — страна возможностей» и Общенационального союза индустрии гостеприимства. Из 99 конкурсантов, показавших лучшие результаты на этапе дистанционного тестирования, отобрали 16 финалистов. Директор Азовского музея-заповедника Евгений Мамичев вышел в финал с проектом «Туристический маршрут «Газария». По следам средневековых негоциантов».
Просмотров: 8862

Справка

Дмитрий Кашканов

Дмитрий Кашканов — архитектор VR-проектов, фотограф, писатель, путешественник, сертифицированный фотограф GOOGLE, основатель Студии виртуальных туров Дмитрия Кашканова. Школу окончил в Ростове-на-Дону, сейчас живет в Нижнем Новгороде. Образование: НГТУ им. Р. Е. Алексеева, кафедра электроники и сетей ЭВМ. Работает в фотовидеоиндустрии с 2000 года, снимает более полусотни виртуальных туров в год. В портфолио музейные, образовательные, бизнес-объекты различных регионов страны — от Камчатки до Калининграда.

Виртуальные музеи Ростовской области

В Ростовской области доступны для виртуального посещения объекты Азовского историко-археологического и палеонтологического музея — Пороховой погреб и Мемориальный дом-музей Р. Л. Самойловича. Пороховой погреб — единственный в России памятник военно-инженерного искусства XVIII века, экспозиция которого посвящена первому военному триумфу Петра I. Прогуляться также можно по залам мемориального дома-музея известного исследователя Арктики и Антарктики Рудольфа Лазаревича Самойловича. В первые же дни противоэпидемических мер специалисты музея начали снимать видеоэкскурсии по тематическим выставкам. Коллекция видеоэкскурсий размещена на сайте музея. На сайте ДГТУ доступна к просмотру экспозиция культурно-выставочного центра «Донская казачья гвардия», которая формировалась более 25 лет ростовчанами, не равнодушными к истории родного края, и включает в себя несколько сотен экспонатов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Культура
«Виртуальный тур на сайте музея придает ему большую привлекательность»
23 февраля в Ростовском областном музее изобразительных искусств выступят лауреаты международных конкурсов Лолита Цоцонава и Анжелика Шатрова. В программе фортепианного концерта будут исполнены лучшие произведения мировой классической музыки.
Культура
«Виртуальный тур на сайте музея придает ему большую привлекательность»
Соавтор проекта «Культограм» культуролог Полина Касперович рассказала, как за чашкой чая родился оригинальный просветительский досуг. Тематические встречи об искусстве и культуре организуют до шести раз в месяц в Ростове и до четырех — в Москве, а также в других городах России и Ереване.
Культура
«Виртуальный тур на сайте музея придает ему большую привлекательность»
В Азовском музее-заповеднике открылась выставка «Крепость Лютик (Сед-Ислам)». Археологические исследования памятника XVII-XVIII вв. в дельте Дона начались 55-лет назад.
Культура
«Виртуальный тур на сайте музея придает ему большую привлекательность»
13 февраля состоится общероссийская премьера нового российского фильма «Пророк. История Александра Пушкина». Масштабная картина, снятая молодым творческим коллективом, не имеет сверхмасштабной рекламной кампании, но бьет все рекорды в рейтингах ожидания.