г. Ростов-на-Дону
25 ноября 2024 05:06:31
102.58
107.43

В Ростове рассказывают о вековой донской истории «идеальных колхозников»

В Ростовском областном музее краеведения проходит выставка, приуроченная к 100-летнему юбилею переселения на Дон духоборов. Представители этого религиозного течения протестантского толка за полтора века до советской власти показали, каким может быть образцовое коллективное крестьянское хозяйство. Донские духоборы усердно трудились ради общего блага и жили в условиях вроде бы невозможного равенства.

Куратор выставки Татьяна Абрамова рассказала корреспонденту N, что на донскую землю духоборов пригласило советское правительство. Власть обратила внимание на экономически эффективные сектантские поселения в разных регионах бывшей Российской империи. Их жители умело и успешно вели хозяйство даже в малопригодных для этого условиях. Логично, что таких людей позвали на земли, которые нужно было осваивать молодой и в то время бедной стране. Первые пятеро представителей духоборов в 1921 году прибыли с Кавказа в Западно-Коннозаводческий район (сегодня — Целинский), чтобы оценить обстановку и принять решение о массовом переселении. Из современного названия ясно, что здесь была никогда не паханная целина. Духоборы — первые местные добровольные целинники. Масштабно осваивать целину в СССР стали позже — в 1950–60-е годы.

— В начале 20-х годов прошлого века советское правительство уже планировало коллективизацию — объединение личных крестьянских хозяйств, — говорит Татьяна Абрамова. — Власти понимали, что голословной пропаганды будет недостаточно. Нужны живые примеры, которые покажут выгоды совместной работы в колхозах и совхозах. Села духоборов идеально для этого подходили. Здесь не было нужды и батрачества, от которых страдала донская беднота. Духоборская община прилично обеспечивала даже сирот, больных и стариков. Все блага делились поровну.

Первые организованные самостоятельные духоборские коллективные хозяйства развивались в последней четверти XVIII века, то есть примерно за 150 лет до советской власти.

— Кавказские духоборы жили в горах, на высоте 2,5 километра над уровнем моря, — отмечает Татьяна Абрамова. — И даже в таких условиях они полностью обеспечивали себя всем необходимым: качественной едой, инвентарем, добротной и красивой одеждой (нитки, ткани, кружева делали здесь же). Разводили овец, поставляли лошадей царской армии. Общинники умели зарабатывать. Крымские духоборы шили шапки и кушаки, которые отлично продавались за пределами их поселений.

Но именно такая успешность спустя десятилетия стала причиной разлада с советской властью. В 30-е годы XX века, во время всеобщей коллективизации, донские духоборы не вступали в колхозы. Отказ резонно обосновывали тем, что уже давно ведут коллективное крестьянское хозяйство по социалистическим принципам. Итог спора — ярлык «контрреволюционное сектантство», аресты и расстрелы. Репрессировали, отправили в лагеря почти всех трудоспособных мужчин. С началом Великой Отечественной войны многие из них оказались в штрафных батальонах. Другие в тяжелейших условиях работали на стройках социализма. Чаще это были женщины или те, кого признали непригодным к военной службе. Трудились добросовестно, и это признавала советская власть. В лагерях тоже награждали почетными грамотами. Их давали, например, отличникам трудовых соревнований, добившимся «самых высоких результатов в своей производственной работе, выполнившим план на “отлично”, а также соблюдавшим лагерный режим и трудовую дисциплину». Но и о «вражеской» сущности духоборов власть не забывала. На обороте удостоверения члена отряда коммунистического труда — пометка «без права переписки и участия в выборах». Кто-то не дожил до реабилитации. Те, кому повезло, в 1950–60-е годы вернулись домой, на Дон, к привычной крестьянской работе, с которой справлялись все так же успешно.

История донских духоборов почти закончилась. Не поддерживаются традиции, исчезли ремесла. Очень не многие помнят, как жили эти люди. Теперь с их культурой можно познакомиться только в музеях. Ростовская выставка будет работать до конца сентября.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Образование, наука
В Ростове рассказывают о вековой донской истории «идеальных колхозников»
В августе в Ростове увидит свет трехтомное богато иллюстрированное исследование истории донского казачества. Труд, посвященный 450-летию служения донских казаков российскому государству, будет распространяться исключительно через казачьи общества, скорее всего, в рамках проведения VI Всемирного конгресса казаков. Стоимость проекта — 12 млн рублей.
Культура
В Ростове рассказывают о вековой донской истории «идеальных колхозников»
При Покровском старообрядческом храме на улице Ульяновской открылся Музей истории и культуры донских старообрядцев.
Просмотров: 3060

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Культура
В Ростове рассказывают о вековой донской истории «идеальных колхозников»
В Азовском музее-заповеднике проходит выставка «История русского костюма и народных праздников в коллекции кукол Цимлянского муниципального музея». Глиняные игрушки и миниатюрные народные костюмы создают особое приподнятое настроение.
Культура
В Ростове рассказывают о вековой донской истории «идеальных колхозников»
22 и 23 ноября в здании гимназии Таганрогского музея-заповедника состоится премьера спектакля «Уроки дяди Вани». Таганрогский камерный театр (ТКТ) предложил свою версию чеховской пьесы.
Культура
В Ростове рассказывают о вековой донской истории «идеальных колхозников»
В Донской публичной библиотеке выставляются работы заслуженного художника РСФСР Анатолия Легостаева.
Культура
В Ростове рассказывают о вековой донской истории «идеальных колхозников»
В художественной галерее «Ростов» открылась выставка питерского художника Алексея Андреева и ростовского скульптора Маши Богораз «Метрономикон». Так называется параллельный, постапокалиптический мир, который придумал Алексей Андреев. Истории о нем легли в основу сборников рассказов, подкастов и аудиоспектаклей.