В Ростове открылась уникальная выставка графики XX века
Выставка графики «Шедевры мастеров Парижской школы» начала свою работу в Ростовском областном музее изобразительных искусств на Пушкинской, 115. Экспозиция включает более 100 работ от первых имен в изобразительном искусстве и будет открыта до 18 июня.
Графику художников XX века из собрания известного российского коллекционера Марка Башмакова представила в Ростове санкт-петербургская галерея современного искусства PS Gallery.
Директор Ростовского областного музея изобразительных искусств Светлана Крузе подчеркнула на открытии уникальность выставочного проекта.
— В одной коллекции собраны очень значимые имена и важные работы, многие из которых экспонировалась ранее в Эрмитаже. Эта выставка представляет собой обзор Парижской школы — важной вехи в изобразительном искусстве XX века.
Первую экскурсию в Ростове провел куратор выставки коллекционер Павел Башмаков.
— В XX веке в Париж, как в Мекку искусства, съезжались мастера со всего мира. Каждые 3–4 года здесь рождались новые стили — фовизм, дадаизм и многие другие. Поэтому Парижская школа представляется такими разноплановыми работами. Мы включили в экспозицию как громкие, известные всем имена — Пикассо, Шагал, Матисс, Утрилло, Кандинский, — так и те, что менее на слуху у широкой общественности, — рассказал он.
Термин «Парижская школа» ввел искусствовед и критик искусства Андре Варно в 1925 году. Так он назвал поколение художников, работавших в столице Франции в XX веке. Мастера работали в разных стилях и техниках, создавали коммуны художников, перенимая опыт друг у друга.
Ростовская выставка разделена на шесть тем, представленных более чем 30 художниками. Открывает экспозицию раздел «Мой Париж», в котором великий город представлен глазами художников XX века. Блок «Россия — Франция» освещает творчество как русских художников, работавших в Париже, так и французских мастеров, иллюстрировавших русскую литературу. Кандинский, Ланской, Арп, Тапьес, Соня Делоне расположились в зале «Линия. Форма. Цвет». «Душа цирка» раскрыта в работах Матисса и де Кирико. Завершают экспозицию темы «Мир природы» в исполнении Миро и Брака и «Великие книги человечества» от Делакруа и Пикассо.
— В нашей экспозиции есть очень нетипичные работы, те, которые не принято относить к Парижской школе. Например, гравюры к «Фаусту» Иоганна Гете художника Эжена Делакруа. Они были сделаны в XIX веке — и именно они считаются первыми примерами «Книги мастера», важного жанра Парижской школы. Эти гравюры Делакруа в свое время критика встретила с недоумением, а вот Гете, увидев их, заявил, что никто так не понял его роман, как французский художник, — рассказал Павел Башмаков.