«В России проще приобрести австралийские и африканские этнические инструменты, чем русские»
Музыкант Евгений Ербенев играет на всем, что может издавать звуки, и сам делает этнические музыкальные инструменты. Он рассказал N, что его «Мастерская старинной русской музыки» продает исторически достоверные инструменты по всему миру.
N: — Вы мастер или музыкант?
Е.Е.: — В первую очередь я музыкант, так как занимаюсь этим с детства, а мастерю менее 10 лет. Но в то же время мастерская сейчас занимает большую часть моего времени и приносит большую часть дохода. С 14 лет играю в ансамблях. Основные инструменты — бас-гитара и контрабас. Играл рок, поп, джаз, фолк, в том числе несколько лет в цыганском ансамбле балканскую музыку. На гастролях и в путешествиях собирал коллекцию этнических инструментов. Когда обнаружил, что приобрести в России австралийские и африканские этнические инструменты проще, чем русские, решил, что изготовлю их сам.
N: — Сложно научиться такому ремеслу?
Е.Е.: — Руки благодаря родителям и учителям у меня прямые, поэтому инструменты изначально получались неплохие. Материалы росли под боком, прямо на реке Темерник в Ростове, рядом с домом. Сначала я делал духовые инструменты из тростника, акации, вишни, сливы. Позже руки дошли и до струнных. С тех пор я участвовал в музыкальных фестивалях, ремесленных ярмарках, фестивалях исторической реконструкции и как музыкант, и как музыкальный мастер со своей лавкой.
N: — Какие вложения потребовались для открытия мастерской? Можно ли говорить об окупаемости?
Е.Е.: — Мастерская старинной русской музыки создавалась при помощи и поддержке семьи и друзей на протяжении восьми лет. Вложения трудно оценить, так как набор инструментов собирался постепенно за многие годы и постоянно пополняется. Расходные материалы — частично древесина ценных пород, частично — буквально растущая под ногами. Все использованные средства личные. Мои увлечения всегда были моей работой и приносили доход. Жизнь слишком коротка, чтобы заниматься чем-то кроме любимого дела.
N: — Ваши инструменты такие же, как в древности?
Е.Е.: — Я использую много исторических источников. К примеру, делал гусли по типу древнейших находок на территории Новгорода XI века. Создание каждого инструмента начинается с большой исследовательской работы, погружения в историю и культуру того времени и региона. Инструмент надо узнать, полюбить и только потом делать. А еще на нем надо научиться играть, а то сделаешь неправильно. Кроме общедоступной информации в сети я черпаю информацию в музеях и у коллег музыкантов и мастеров по всему миру. Это не точные копии, но иногда покупателю приходиться доказывать, что это не музейный экспонат при пересечении границы. Но серьезных проблем с доставкой пока не было.
N: — Инструменты для работы тоже старинные?
Е.Е.: — В работе я не использую станки, ручной инструмент позволяет добиться более точного попадания в исторический прототип. Инструмент я использую как фабричный, так и ручной работы — кованые топоры, ножи и стамески. Некоторые сделаны также мастерами-реконструкторами. Например, мастер Дмитрий Корягин из Санкт-Петербурга делает отличные доспехи, а для моей мастерской изготовил топор.
N: — Вы работаете в Ростове?
Е.Е.: — Несколько лет назад перебрался на север Ленинградской области. Я работаю в музее деревянного зодчества Верхние Мандроги. Мастерская располагается в избе ХIX века посреди леса, на берегу реки Свирь. Верхние Мандроги — туристический комплекс на теплоходном маршруте между Ладогой и Онегой, который посещают люди со всего мира. Я присоединился к проекту шесть лет назад по приглашению руководства и участников как мастер ремесленной слободы. Сначала работал здесь только в туристический сезон. Но постепенно перебрался в Мандроги полностью.
N: — В вашей мастерской есть средний чек?
Е.Е.: — В пределах пяти тысяч, так как недорогие духовые инструменты и перкуссия покупаются массово и музыкантами, и как сувениры. Струнные инструменты за 20-30 тысяч рублей покупают в основном начинающие и профессиональные музыканты. А самые дорогие инструменты изготавливаются на заказ.
N: — Исторически достоверные инструменты востребованы?
Е.Е.: — Мои покупатели — музыканты от Новой Зеландии до Кубани и от Норвегии до Сибири. Покупают и в качестве редкого сувенира. Сейчас очень популярна тема викингов в массовой культуре — вырос интерес к музыке этого исторического периода, стали востребованы и аутентичные инструменты. У меня в мастерской заказывают инструмент тальхарпа — это скандинавская смычковая лира. Инструмент переживает сейчас бум интереса, играют на нем по всему миру.