В Новошахтинске научились показывать спектакли для незрячих
В этом театральном сезоне Новошахтинский драматический театр представил первый в регионе спектакль с тифлокомментариями. До конца года репертуар дополнят еще несколько постановок, которые смогут «увидеть» инвалиды по зрению.
Тифлокомментирование — лаконичное описание пространства, предмета, действия, которые непонятны слепому или слабовидящему без специальных словесных пояснений. В кино или театре в паузах между репликами специалист кратко, но максимально детально описывает происходящее действие, декорации, костюмы. При этом комментарии не должны перекрывать реплики и мешать музыке. Специальное оборудование позволяет транслировать комментарии на наушник, таким образом, незрячие и обычные зрители могут сидеть в одном зале, не мешая друг другу.
Особые зрители часто посещают Новошахтинский театр — уже 50 лет труппа поддерживает дружеские отношения с местным отделением общества слепых. Раньше в роли комментаторов выступали сопровождающие лица. Теперь спектакль можно смотреть всей семьей без ограничений. Первой постановкой стал музыкальный спектакль для семейного просмотра «Волшебная лампа Аладдина». Его высоко оценили и дети, и взрослая публика.
Дипломированным тифлокомментатором стала актриса театра Александра Сопова. Она рассказала N, что узнала о такой профессии больше трех лет назад, но получить ее было непросто:
— В Европе аудиодескрипция — очень распространенная практика, в России она называется тифлокомментирование и только развивается. Отчасти это связано с тем, что профессии «тифлокомментатор» у нас нет. Директора объектов культуры даже не могут принять на работу такого специалиста. Популяризацией направления занимается Московский губернский театр, там служит Ирина Безрукова, пример которой вдохновил меня попробовать свои силы. Концепцию тифлокомментирования разработали Сергей и Ольга Ваньшины. Сергей Николаевич Ваньшин — генеральный директор московского института «Реакомп» (Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов — Всероссийского общества слепых. — N). Попасть туда оказалось непросто, но меня поддержали в городском и областном отделениях ВОС. Мне удалось получить грант благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд». На втором этапе отбора конкурс был пять кандидатов на место, а предпочтение отдавалось представителям больших городов. Но у меня была очень высокая мотивация, и удалось убедить комиссию, что нашим зрителям необходима такая возможность.
Возможность «увидеть» фильм или спектакль для инвалидов по зрению — это еще и возможность провести время с близкими, а для детей — дополнительная социализация. Но до массовой доступности этому направлению очень далеко. Не в силах помочь и волонтеры. Подготовка комментариев не только занимает несколько недель, но и требует специальных познаний. В институте «Реакомп» слушатели изучают историю костюма и психологию, спорт, искусство, военную технику и нюансы работы с инвалидами. От кандидатов требуются обширная эрудиция и отличная дикция, внимание к деталям.
Организовать в театре тифлокомментирование спектаклей — это не только подготовить квалифицированного специалиста, но и приобрести соответствующее оборудование. На момент окончания обучения Александры театр таким оборудованием не располагал. Она рассказала, что обратилась к депутату Законодательного Собрания Роману Лютикову:
— Я предложила направить меня в Ростовскую публичную библиотеку, в музей Современного искусства на Дмитровской, возможно, в комплекс «Самбекские высоты», туда, где мои навыки будут востребованы — чтобы не терять их и помогать людям. Пока в Новошахтинске не найдется средств на оборудование. Он живо заинтересовался вопросом, оказал содействие в приобретении, и вскоре наш театр получил комплект необходимого оборудования. Для меня организовали рабочее место, откуда я могу видеть сцену. Это произошло очень быстро, и мы сразу начали подготовку к премьере.
Премьера «Волшебной лампы Аладдина» стала громким культурным событием, а незрячие Ростовской области назвали ее «революцией». Руководитель клуба собак-проводников «Золотой пес» Надежда Леонтьева рассказала, что возможность посещать спектакли — крайне важный вопрос для инвалидов:
— Когда отзыв о премьере появился в нашем онлайн-чате, он вызвал бурю эмоций. Новошахтинский театр очень доброжелателен к незрячим, там спокойно относятся к собаке-проводнику, а теперь еще и такая возможность. Член клуба Ирина была на спектакле и рассказала, что он произвел на нее огромное впечатление. К тому же это был настоящий выход в свет, возможность пообщаться. Мы по-доброму завидуем новошахтинцам. Из других городов съездить туда на спектакль сложно. Очень хочется, чтобы такая возможность была в других театрах области. В Ростове незрячие регулярно ходят в театры, в частности в Музыкальный театр. К сожалению, говорить о полной доступности пока очень рано, для такого выхода нужен сопровождающий. Постановок с тифлокомментированием, боюсь, нам придется ждать еще долго.
Несколько лет назад в Ростове проводили разовые кинопоказы для слабовидящих и незрячих в рамках благотворительных проектов Сбербанка и «МегаФона», однако сообщить о дальнейшей судьбе этих проектов в компаниях затруднились. Александра Сопова уверена, что внедрение в театрах региона практики тифлокомментирования на постоянной основе — вопрос недалекого будущего:
— В Краснодаре есть тифлокомментатор, в Астрахани в двух театрах. Необходимо распространять информацию о востребованности такой возможности, и дело сдвинется. Новочеркасский театр тоже принимает незрячих, как мы, бесплатно. С Ростовским музыкальным театром мы дружим. Уверена, когда выдастся возможность пообщаться, Вячеслав Митрофанович (Вячеслав Кущев — художественный руководитель и генеральный директор РГМТ. — N) согласится принять нашу помощь или подготовить своего специалиста.