г. Ростов-на-Дону
04 ноября 2025 16:23:10
80.89
93.38

«Турандот»: притча с проекциями

Главный режиссер Музыкального театра Павел Сорокин поставил «Турандот» — грандиозную оперу Пуччини с открытым финалом и эпической сценографией — и назвал ее современной притчей. Премьерные показы прошли 16 и 17 апреля, в третий раз оперу покажут 16 мая: самое время брать билеты.

Оперное искусство — как пожилая дива, привыкшая нравиться: чтобы оставаться в строю, приходится применять все новые средства. Уже много поколений постановщики не могут позволить себе делать ставку только на голоса и исполнительское мастерство артистов — иначе опера стала бы нишевым развлечением редких знатоков фиоритуры. Ростовская постановка «Турандот» тому яркий пример: здесь есть примерно все, чтобы понравиться сегодняшнему зрителю с клиповым сознанием. Это настолько же опера, насколько балет и насколько же выступление живых людей, насколько видео-арт-перформанс — и каждый из этих элементов на высоком уровне. Получилось действительно захватывающе. Наше клиповое сознание все время занято: вот движение аллегорических светящихся кубов, вот джедайские синие мечи в руках императорской стражи, гигантские проекции на двойной экран, ария-хит Nessundorma, а еще надо успеть прочесть русский перевод (опера исполняется на итальянском). И реющая надо всем маска — символ бездушной тирании, какое-то время заменяющая саму Турандот. Кстати, похожая реющая голова уже была несколько лет назад в гигантоманской постановке оперы на Боденском озере. Вообще, если проанализировать мировые постановки «Турандот», редко кто дерзал оформить оперу минималистично. Не для того она писалась: тут столько фантазии, вызова, пламени противоречивых чувств, вовлечены настолько масштабные оркестр и хор, что просится размах сценографии. Постановки в Большом и в Метрополитен, в Милане и в Пекине (где оперу разрешили не так давно) были очень пышны и изобретательны.

Сюжет остается неизменным: неприступная китайская принцесса Турандот загадывает женихам загадки. Отгадавший все три получит ее в жены, ошибка — и соискателя казнят. Пока не преуспел никто, и вот появляется ослепленный ее красотой принц Калаф. Второй важный женский персонаж — чистосердечная и преданная Лиу. Интрига оперы в том, что Пуччини ее дописать не успел. Авторская версия обрывается на сцене жертвенной смерти Лиу. Сейчас используют в основном финал, дописанный композитором Альфано по наброскам Пуччини. В нем резко наступает хеппи-энд: Турандот вдруг вспыхивает чувством к Калафу, народный хор прославляет любовь. На исторической премьере в Ла Скала в 1926 году дирижер остановил оперу на моменте, где обрывается оригинальная партитура. Так же поступили и в Ростове. Грустный финал с погребальной процессией оставляет ощущение незавершенности, но, учитывая образ Турандот, такое решение кажется гармоничным.

— Моя героиня — палач, — говорит Екатерина Краснова, исполнительница роли принцессы.

Такие не меняются, увидев чью-то смерть. Действие оперы как бы повисает в воздухе. Кто-то запомнит его как лирическую трагедию, кто-то — как антиутопию про кровавого деспота в ослепительном золотом воротнике.

Просмотров: 6760

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Культура
«Турандот»: притча с проекциями
Премьера сингла и музыкального видео «Включай нашу» приурочили ко Дню народного единства. В съемках приняли участие хореографические коллективы и артисты из различных регионов.
Культура
Вечером седьмого ноября на одной сцене выступят Большой митрополичий хор духовенства Ростовской-на-Дону епархии донской митрополии и Государственный концертный оркестр духовых инструментов им. В. Н. Еждика.
Культура
«Турандот»: притча с проекциями
Ростовская государственная филармония представляет уникальный музыкальный проект» Большой оркестр — Большая история», посвященный 90-летнему юбилею Ростовского академического симфонического оркестра. Трехдневный марафон концертов-реконструкций пройдет с 24 по 26 октября.
Культура
«Турандот»: притча с проекциями
В Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской открылась ретроспективная выставка таганрогской художницы Виктории Барвенко, приуроченная к ее 55-летию. В Ростове она известна как участница арт-группы «Белка&Стрелка» с 2009 по 2017 годы.

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.