г. Ростов-на-Дону
24 ноября 2024 18:34:39
102.58
107.43

«Тот, кто давно не был в музее, часто помнит только то, что там есть бабушка-смотрительница, которая ругается»

Директор «Шолохов-Центра» и правнук писателя-нобелеанта Петр Шолохов рассказал N, как традиционный музей преобразуется в креативное пространство, куда людей привлекают не только выставки, но и фестивали, мастер-классы на любой вкус и возраст, лекции и диджейские сеты.

«Шолохов-Центр» в Ростове является представительством Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова, находящегося в станице Вешенской, но в нем можно не только узнать о жизни и творчестве писателя. Совместно с ЮФУ музей запустил лекторий «Филологические вторники», где еженедельно выступают с лекциями преподаватели Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации. В этом году в Ростове покажут совместные выставки с государственными музеями-заповедниками «Зарайский кремль», «Гатчина» и Домом-музеем Марины Цветаевой, запланировано проведение 6 сезонных фестивалей.

N: — Какой вы изначально видели концепцию центра и в какой мере ее удалось воплотить?

П.Ш.: — «Шолохов-Центр» открылся 6 лет назад, меня еще здесь не было. По изначальной концепции это представительство Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова. Мы помогаем с организацией туров в Вешенскую, соединяем с сотрудниками музея по любым вопросам. Но сегодня «Шолохов-Центр» — это не только о Шолохове. Мы чтим его имя своей деятельностью, писатель много сделал для развития Ростовской области, он помогал людям, которые здесь живут, а мы стараемся хотя бы в малой степени соответствовать его жизненным принципам. Сегодня мы стремимся привозить на выставки все самое лучшее, география наших выставок — от Калининграда и до Ямало-Ненецкого округа. Но наша главная цель — воспитание чувства факта.

N: — Кому еще кроме Михаила Шолохова посвящены выставки?

П.Ш.: — У нас нет никаких ограничений по тематике. Шесть лет назад мы открывались собранием Государственного Эрмитажа и с тех пор мы эту планку стараемся не понижать. Нынешняя выставка «Храм-реквием» посвящена храму Спаса на крови, построенному на месте смерти Александра II в Санкт-Петербурге. Когда к нам приехал директор Исаакиевского собора (Спас на крови — это филиал Исаакиевского собора. — N), он сказал: «Даже в Петербурге эту выставку не делали, а в «Шолохов-Центре» сделали!» У нас представлены подлинный коронационный альбом Александра II, текст манифеста об отмене крепостного права. И это я уже молчу про подлинный фрагмент обшивки купола Спаса на крови, к которому можно прикоснуться.

Говоря про воспитание чувства факта, я имел ввиду именно эти настоящие ощущения от соприкосновения с историей, а не через экран. Мы не ставим себе никаких тематических ограничений, но мы решили, что в мае, ко дню рождению Шолохова, мы всегда будем делать выставку о нем или о том, о чем он писал.

N: — Какие другие форматы предлагает гостям центр?

П.Ш.: — Поскольку мы выставочный отдел музея, для нас первостепенная задача — это наши выставки. Но для того, чтобы привлечь людей к этим выставкам и нашей деятельности, мы проводим фестивали культуры, мастер-классы на любой вкус и возраст, лекции. Также мы становимся площадкой для проведения различных конференций и мероприятий, мы открыты к сотрудничеству. Недавно у нас появилась идея создания городского лектория «ШоЦе?Лекторий» на постоянной основе и целая концепция пространства 3-го этажа, нашей мансарды, где будет лекторий. «ШоЦе?» — это и аббревиатура «Шолохов-Центра», и рубрикатор: «ШоЦе?Лекторий», «ШоЦе?Подскасты». Для нас интересно распространять мысль о том, что не нужно уезжать из Ростова в Москву или Питер, чтобы увидеть Айвазовского или Поленова, что у нас можно и нужно послушать хороших лекторов. Мастер-классы — это тоже часть нашей деятельности. Они самые разные, начиная от того, как создать шоколадную конфету и заканчивая росписью китайских фонариков.

N: — Кто ваши посетители и какова стоимость посещения «Шолохов-Центра»?

П.Ш.: — Мы некоммерческая организация, но символичная плата для частичного покрытия наших расходов присутствует. Мы регулярно изучаем стоимость аналогичных мероприятий в городе, чтобы не выбиваться из общей тенденции. Например, вход на выставку у нас осуществляется по единому билету с уже включенной экскурсией. Обычный, нельготный билет — это 300 рублей, недавно почти все наши мероприятия внесли в Пушкинскую карту.

К нам активно ходят пенсионеры, приходят семьями, водят маленьких детей, мы работаем для всех. Когда вы приходите на фестиваль, вы можете послушать как классическую музыку, так и игру диджея.

N: — Есть подобные центры, которые также совмещают черты музея и креативного пространства?

П.Ш.: — Сейчас все стараются быть всем, есть масса новых центров и креативных пространств. Мир в мире, «Шолохов-Центр» старается придерживаться этой концепции, нам нужно бороться со стереотипом восприятия у человека, который давно не был в музее, и единственное его воспоминание, что в музее есть бабушка-смотрительница, которая ругается, что экспонаты руками трогать нельзя. Музей сегодня — это живая структура.

N: — Что предложит «Шолохов-Центр» своим посетителям в будущем?

П.Ш.: — Думаю, что «Шолохов-Центр» в будущем — это пространство, которое идет в ногу со временем, но продолжает сохранять традиции. Место, в которое можно прийти не только за культурой и историей, но, и чтобы просто отдохнуть душой. Если говорить о ближайшем будущем, то совместно с ЮФУ мы запустили в рамках лектория проект «Филологические вторники». Вечером каждого вторника теперь в «Шолохов-Центре» будет лекция от преподавателей Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации. 11 февраля открываем новую выставку «Фронтовой портрет. Судьба солдата». Выставка создается совместными усилиями с Музеем Победы и Поисковым движением России. Также в этом году планируем выставки с государственными музеями-заповедниками «Зарайский кремль», «Гатчина» и Домом-музеем Марины Цветаевой. Кроме того, хотим провести в этом году 6 сезонных фестивалей.

Просмотров: 3094

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Культура
«Тот, кто давно не был в музее, часто помнит только то, что там есть бабушка-смотрительница, которая ругается»
В Азовском музее-заповеднике проходит выставка «История русского костюма и народных праздников в коллекции кукол Цимлянского муниципального музея». Глиняные игрушки и миниатюрные народные костюмы создают особое приподнятое настроение.
Культура
«Тот, кто давно не был в музее, часто помнит только то, что там есть бабушка-смотрительница, которая ругается»
22 и 23 ноября в здании гимназии Таганрогского музея-заповедника состоится премьера спектакля «Уроки дяди Вани». Таганрогский камерный театр (ТКТ) предложил свою версию чеховской пьесы.
Культура
«Тот, кто давно не был в музее, часто помнит только то, что там есть бабушка-смотрительница, которая ругается»
В Донской публичной библиотеке выставляются работы заслуженного художника РСФСР Анатолия Легостаева.
Культура
«Тот, кто давно не был в музее, часто помнит только то, что там есть бабушка-смотрительница, которая ругается»
В художественной галерее «Ростов» открылась выставка питерского художника Алексея Андреева и ростовского скульптора Маши Богораз «Метрономикон». Так называется параллельный, постапокалиптический мир, который придумал Алексей Андреев. Истории о нем легли в основу сборников рассказов, подкастов и аудиоспектаклей.