Спектакль о подростках 18+
«Театр 18+» представил премьеру «Ливия, 13». Спектакль по одноименной пьесе швейцарского драматурга Кристины Риндеркнехт поставил режиссер Николай Постнов. Постановку отличает современная техничная режиссура и захватывающая игра актеров. А вот смысловая нагрузка вызывает вопросы.
По сюжету тринадцатилетняя Ливия, первый раз в жизни оказавшись на вечеринке и не зная своей меры, напивается. Одноклассники решают зло подшутить над ней. Раздевают и делают снимки, которые потом распространяют по всей школе.
По замыслу автора пьесы, актеры должны постоянно меняться ролями. Персонажи по очереди примеряют на себя маски других героев. Пьеса специально написана так, чтобы соотнести персонаж с актером было невозможно. Российские постановщики (пьеса ставилась не раз) от игры масок прежде отказывались и возвращали все в натуралистический театр, на что драматург сетовала в одном из своих интервью.
Николай Постнов же не просто перенес игровые моменты пьесы на сцену, но и усилил их, сделав акцент именно на дереализации пространства. Актеры не стали натуралистично разыгрывать драму. Герои не воспринимают то, что происходит, всерьез и, наверное, даже не понимают, что делают Ливии плохо. Маус, главный обидчик, говорит, что это игра, просто прикол такой. Действие идет в ускоренном темпе и буквально проносится. Играют герои азартно: не останавливаются, чтобы подумать, не делают пауз и, кажется, иногда буквально вырывают друг у друга маски. При этом в стремительной чехарде, которая периодически сливается в единый хор, характеры героев сохраняют свою психологичность, и зритель их воспринимает. Вот хулиган Маус, который пытается самоутвердиться, унижая Ливию. Вот неуверенная в себе толстушка Фабьен. А вот тихоня Мелани.
Несмотря на сложность темы, пьеса написана с юмором. Зритель поначалу напряжен и, кажется, скептично относится к происходящему на сцене, на явно комичные моменты не реагирует, но потом зал постепенно втягивается и оживает.
Несерьезная игровая интонация делает некоторые эпизоды похожими на комедию. Не раскрывая всех карт сюжета, можно сказать, что драматург свою героиню спасла. Все обошлось. Довольный хэппиэндом, спокойный зритель покидает зал. А если бы вдруг оказалось, что игра может закончиться плохо? Эффект, произведенный на зрителя, был бы совсем другой. Дереализация и неправдоподобно положительный финал облегчают трагизм содержания и тяжесть темы. За счет этого главная идея спектакля и режиссерское высказывание несколько теряются. Может быть, именно поэтому предыдущие постановщики решали пьесу бытоподобно. «Театр 18+» показывает ситуацию, а ее оценка возложена на зрителя.
Спектакль о подростках и посвящен актуальным для них проблемам. Содержание и язык заставляют театр ставить маркировку 18+. Возникает вопрос: кто же адресат постановки?
— Я думаю, что она для всех. Здесь очень хорошо, по кубикам, как конструктор, разбираются проблемы молодых людей. Зрители находили вещи, где есть посыл к родителям, которые не понимают, как и что им делать. Здесь есть, что почерпнуть, — говорит режиссер спектакля Николай Постнов.