г. Ростов-на-Дону
12 марта 2025 07:39:14
86.57
93.66

«Создал авангардное изображение библейских событий»

Уроженец Ростовской области художник и скульптор Александр Маркин реализует в Германии крупный выставочный проект, посвященный жизнеописанию Христа.

29-летний Александр Маркин почти пять лет работает на две страны: полгода — в России, полгода — в Германии. В России Александр Маркин известен как автор проекта фонтана «Жар-птица», который планировали установить на Лубянской площади, и памятника солнечному клоуну — Олегу Попову, установленному на могиле артиста в Германии.

N: — Над каким проектом вы сегодня работаете?

А.М.: — Недавно в городе Гесвайнштайне, в музее Паломничества, закончилась моя персональная выставка, сейчас я нахожусь в Германии и обсуждаю следующий проект — выставку пригласил музей в Падерборне. Она посвящена библейской теме — жизнеописанию Христа.

N: — Расскажите, как возникла идея этой выставки?

А.М.: — Спонтанно. Как и все, наверное, в искусстве. На деловой встрече в ресторане я познакомился с Региной Урбан, доктором искусствоведческих наук, директором нескольких немецких музеев, в том числе музея Паломничества. Она попросила показать мои работы, ей понравился один эскиз. И она тут же, прямо в ресторане, предложила сделать выставку. Я ответил не раздумывая: «Давайте!» Был так воодушевлен, что думал, что сделаю все за несколько месяцев. Регина сказала, нет, это минимум год. Я не поверил. Но все затянулось на 2,5 года — начиная от эскизов, заканчивая реализацией. Неожиданно все приобрело большие масштабы: в составе одного проекта несколько видов изобразительного искусства — живопись, графика, скульптура, печать на ткани и имитация витража. Выставка должна была открыться 11 апреля 2020 года, билеты на самолет у меня были куплены на 9 апреля, чтобы успеть на вернисаж... Но сами знаете, что произошло (с 30 марта в России была объявлена самоизоляция, подобные меры вводились по всей Европе. — N). Было, конечно, обидно. С другой стороны, по контракту выставка должна была проходить полгода, но из-за форс-мажора она шла почти два года.

N: — Какую задачу вы ставили перед собой, реализуя этот проект?

А.М.: — Мне нужно было, не отходя от библейской трактовки, создать авангардное изображение. Чтобы раскрыть тему, я изучал, что происходило с ней в мировой истории искусства и на основе этого материала придумал свою интерпретацию, это была нетривиальная и сложная задача. Но, судя по реакции публики, по количеству публикаций в местной баварской и общегерманской прессе, я с ней справился.

N: — Вы религиозный человек?

А.М.: — Это вопрос интимный. Мы с семьей не ходили каждое воскресенье на службу. Эта тема мне интересна с точки зрения искусства.

N: — Возможно ли в России повторение этой истории — встретиться в ресторане с куратором и получить предложение сделать выставку?

А.М.: — Да, конечно, такое возможно. Я до недавнего времени полгода работал в Германии, полгода — в России.

N: — Культурная жизнь в крупных городах Германии и в России сильно отличается?

А.М.: — Разница есть. В любом достаточно крупном городе в Германии до сотни и более галерей, а в России в крупных городах все известные и ведущие галереи можно по пальцам пересчитать. Еще в Германии уважение к художнику гораздо выше, публика более подготовленная, они могут и критиковать, но это происходит в комфортных рамках. Здесь приятно работать, потому что есть доверие к художнику, а это очень важно.

В то же время в последние пять лет в России культурная жизнь развивалась очень активно — и это было удивительно даже для самих художников: увеличивалось число меценатов, проводились серьезные арт-ярмарки, куда приглашали не только отечественных, но и европейских художников, открывались новые культурные площадки, центры, из нашумевших — это «ГЭС», где установили скульптуру Урса Фишера Глина № 4, которая вызвала большой резонанс. Хотя многим не понравился объект, тем не менее он стал грандиозным событием для всей страны. Постоянно появлялись новые предложения, художник получил возможность выбирать: создавать современное искусство, остаться работать в традиционном классическом ключе или же выполнять частные заказы. В основном, конечно, движение происходило в Москве и Питере, но и это уже было немало.

Весной этого года ситуация, конечно, поменялась — часть проектов была отложена в связи с нестабильной финансовой ситуацией. Потому что искусство — это дорого: чтобы сделать выставку, нужны колоссальные вложения. В ближайшее время художникам будет сложно, особенно в России.

N: — Вы сказали, что в последнее время работали на две страны, какие еще проекты вы реализовали в России?

А.М.: — Это в основном были частные, приватные заказы. Наверное, из грандиозных был только проект 25-метрового фонтана «Жар-птица» на Лубянской площади, который в 2016 году победил в публичном голосовании. Он все еще остался проектом, и что с ним будет, к сожалению, пока непонятно.

Из значимых для меня проектов, выполненных в России, — эскиз памятника артисту Олегу Попову, который затем я установил в Эглофштайне.

N: — Да, это известная в Ростове история о том, как эскиз памятника, который готовился для ростовского конкурса, понравился вдове артиста Габриэлле Поповой, и она захотела установить его на могиле супруга.

А.М.: — Это была точка отсчета для моей карьеры в Германии. В нашем деле важно сделать знаковую вещь, которая будет твоей визитной карточкой. Этот памятник стал базой для многочисленных знакомств, обо мне узнали очень много людей. Я рад и счастлив, конечно, что так получилось.

N: — Что повлияло на ваш выбор жизненного пути?

А.М.: — С самого детства у меня было желание что-то изобразить. Я всегда рисовал, лепил что-то. Все бумаги и документы у родителей были изрисованы. Любил рисовать в школьных тетрадках — там же очень много свободного пространства! В 14 лет я сказал родителям, что хочу учиться в училище Грекова. Поскольку у меня в семье нет художников, для всех это было открытие. Отец был против: «Как ты будешь содержать семью, на что жить?!» На что я ему ответил, что больше никуда поступать не буду. У меня получилось его убедить.

N: — Сейчас родители поверили вам, что это серьезная работа?

А.М.: — Думаю, да. Пришлось поверить.

N: — Художник-скульптор в России сегодня может хорошо зарабатывать? Например, так, чтобы содержать семью и купить себе дом?

А.М.: — За всех я отвечать не могу, но о себе могу сказать — да. Работая в России, у меня получалось достойно зарабатывать, и даже со временем я мог купить себе дом. При желании. В этом проблемы нет. У меня всегда была работа и люди, которые ее ценили. Не испытывал каких-то ограничений ни в финансовом плане, ни в плане беспокойств, что у меня не будет работы.

N: — Что вас вдохновляет, мотивирует в вашей работе?

А.М.: — Несколько дней назад я ездил в Мюнхен, в Баварскую государственную оперу, слушать оперу «Парсифаль» Вагнера. Декорации для нее делал один из крутейших художников современности — Георг Базелиц. Это колоссальная постановка и пища для творчества. Еще вдохновляют трудолюбивые, преданные профессии коллеги, которые круто делают свое дело. Как это можно определить? Когда ты смотришь на работу — и у тебя екает что-то внутри. Помимо художников меня вдохновляют все, кто с большим чувством и ответственностью делает свою работу. Это могут быть люди самых простых профессий — продавцы или мастера чистоты, их я уважаю гораздо больше, чем политиков и прочих ребят, которые способны сделать ерунду, за которую люди потом будут расплачиваться десятилетиями.

N: — Какие цели вы сегодня перед собой ставите?

А.М.: — Единственная сейчас моя цель — это много и продуктивно работать. Это та польза, которую я могу принести обществу — мой интеллектуальный труд.

N: — В России сегодня есть проекты, над которыми вы работаете?

А.М.: — Я готовлюсь участвовать в конкурсе эскизных проектов памятника «Казакам от благодарных потомков», который этнографический музей «Тихий Дон» планирует установить в хуторе Старозолотовском. Ростов — один из моих любимых городов, я на этой земле родился, поэтому и решил принять участие. О конкурсе мне рассказала Марина Алексеевна Приходько, директор Музея современного изобразительного искусства на Дмитровской (член оргкомитета и жюри конкурса. — N). С ней и основательницей музея Еленой Юрьевной Левиной мы сотрудничаем еще со времен моей учебы в Грековском училище. В 2018 году совместно с МСИИДом мы организовали выставку «Скульптурные сезоны», в которой участвовали я и мои друзья-художники из Ростова и Москвы. Она проходила во время мундиаля, ее увидели люди из разных стран, которые приезжали в Ростов не только посмотреть на футбол, но и соприкоснуться с российской культурой. Я благодарен команде музея за их открытость и готовность создавать такие проекты.

Просмотров: 3928

Справка

Александр Маркин

Александр Маркин, художник и скульптор, родился 12 мая 1993 года в станице Николаевской Константиновского района Ростовской области. Выпускник Ростовского художественного училища имени М. Б. Грекова и МГАХИ имени В. И. Сурикова. С 2011 года участник персональных и групповых выставок в России и за рубежом. Произведения находятся в российских и зарубежных музейных и частных коллекциях.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Культура
«Создал авангардное изображение библейских событий»
В ТЦ «Сити галерея» открылась выставка современного искусства «Promenad». Ключевой посыл — нужно двигаться несмотря ни на что. Движение подразумевается не только физическое, но и на уровне новых проектов, идей и образов.
Культура
«Создал авангардное изображение библейских событий»
9 марта в виртуальном концертном зале Донской публичной библиотеки покажут балет Чайковского «Спящая красавица» в постановке Наталии Касаткиной и Владимира Василёва.
Культура
«Создал авангардное изображение библейских событий»
23 февраля в Ростовском областном музее изобразительных искусств выступят лауреаты международных конкурсов Лолита Цоцонава и Анжелика Шатрова. В программе фортепианного концерта будут исполнены лучшие произведения мировой классической музыки.
Культура
«Создал авангардное изображение библейских событий»
Соавтор проекта «Культограм» культуролог Полина Касперович рассказала, как за чашкой чая родился оригинальный просветительский досуг. Тематические встречи об искусстве и культуре организуют до шести раз в месяц в Ростове и до четырех — в Москве, а также в других городах России и Ереване.