Сколько стоит квадратный метр живописи?
В Донской публичной библиотеке открылась персональная выставка художника Алексея Кузменко. Это один из ярчайших представителей ростовской школы живописи, хорошо известный ценителям современного искусства.
Свою творческую деятельность Алексей Кузьменко начал во второй половине 1980-х годов, когда изобразительное искусство было на невероятном подъеме. Перестройка породила моду на все советское, в том числе и на картины художников, которые находились в авангарде творчества. Проходившая тогда в Ростове-на-Дону выставка «Италия имеет форму сапога» имела скандальный успех и вошла в мировые справочники по современному искусству.
— Наши художественные акции в то время производили огромное впечатление, — рассказывает Алексей Кузьменко. — В них участвовали разные творческие силы, в том числе поэты Мирослав Немиров, а также представители «Заозерной школы» Геннадий Жуков и Виталий Калашников. Последний был в пожарной каске и въезжал в выставочный зал на белой лошади. Это шокировало присутствующих и было настоящим шоу.
Позднее некоторые ростовские художники переехали в Москву, где они продолжили свою творческую деятельность в рамках товарищества «Искусство или смерть». Среди специалистов по актуальному искусству этот период называется «Южнорусским вторжением». Работы одного из участников товарищества — Валерия Кошлякова — дважды открывали Венецианскую биеннале, а еще один ростовчанин — Авдей Тер-Оганян — благодаря скандальным акциям стал одним из самых известных российских художников. Но Алексей Кузьменко предпочел выбрать живопись, а не инсталляции, перформансы или другие приемы актуального искусства.
— Я нахожусь на своем пути, — считает Алексей Кузьменко. — И тогда, и сейчас мы уважали академическую школу изобразительного искусства, поэтому все получили профессиональное образование. Художественные акции были частью борьбы с идеологией, через них мы продвигали право на свободу мышления. Это произошло, но молодежь не научилась пользоваться свободой, а те, кто боролся тогда, продолжают творчески и философски мыслить.
Работы Алексея Кузьменко находятся в частных и музейных коллекциях Бельгии, Германии, Голландии, США, Франции, Швейцарии и, конечно, России. По его словам, художественный рынок в Ростове-на-Дону недостаточно развит для города такого масштаба. Причиной этого может быть непонимание, что вложения в живопись во всем мире считаются очень перспективными.
— Раньше оформление выставки полностью лежало на плечах художника, — вспоминает искушенный зритель Галина Андреевна Токарева. — Сейчас выставочная деятельность — один из приоритетов в работе Публичной библиотеки. Перед выставкой был выпущен фильм, прошла реклама в соцсетях. Может быть, настанет такое время, когда работники библиотеки будут думать не только о том, как развесить картины, а еще и как их продать.
Себестоимость своих картин Алексей Кузьменко называет очень высокой, ведь он использует пастозную технику, которая предполагает работу плотными слоями краски. Полотно «Времена года», которое дало название всей выставке, для местного рынка художник оценил в 1,5 миллиона рублей. Уникальность этой картины в том, что на ней в единой плоскости представлены все сезоны, благодаря чему она не оставляет равнодушным никого из зрителей.