Ростовский художник осмыслил детские сюжеты
Экспозиция «Эпизодические явления» в театрально-выставочном центре «Макаронка» (Makaronka) позиционируется как выставка арт-группы «СИТО». На самом деле автор всех работ — ростовский художник Дмитрий Цупко. Он рассказал о вдохновении, об отличиях взрослого и детского восприятия творческих идей и о том, как автор и зритель, каждый по-своему, формируют эмоциональный посыл произведения.
На выставке представлены масляная живопись, угольная графика на холсте, вырезанные силуэты и игрушки в вакуумных пакетах. Источник вдохновения — эмоции и впечатления детства, представленные с позиций наивного искусства и экспрессионизма.
Разрабатывая новые решения, автор заметил, как смысл меняется во время творческого процесса. Иногда это зависит от масштаба произведения, от конъюнктуры и частных мнений. Так, безобидные образы при увеличении выглядят иначе, вызывают тревогу. Дмитрий Цупко вспоминает, как заинтересовался трансформацией пластиковых игрушек. Он собирал их, паял, чтобы получить объекты другой формы, с интересными цветовыми решениями. Оплавленные пайкой предметы напомнили о мировой проблеме пластика: он плохо разлагается и вредит экологии.
Еще один эксперимент художник назвал пакетированием воспоминаний. Он упаковывал игрушки в вакуумные пакеты, убирал воздух, результат переводил в цифровой формат и делал трехмерную распечатку. Получался барельеф с новой, интересной формой. Идея была именно в этом. Но на выставку эти работы не попали. А фигурки в вакууме посетители связали с отсутствием воздуха, удушьем.
В некоторых произведениях есть апокалиптическая символика. Дмитрий Цупко поясняет, что пытался осмыслить повторяющийся детский сон про ядерный взрыв. Такое впечатление на него произвели аниме «Могила светлячков» и «Босоногий Гэн» о ядерной атаке на Японию. Оба мультфильма созданы в 80-е годы прошлого века. Автор подчеркивает, что видел их в детстве, над выставкой начал работать в 2020 году, то есть экспозиция не связана с актуальной повесткой. Некоторые работы пришлось даже исключить, чтобы не искажать контекст, избежать ненужных ассоциаций, естественных для 2022 года.
Художник размышляет о вдохновении и его ограничениях. Книжки-раскраски задают рамки. Ребенку нельзя выходить за контуры, нужно следовать шаблону в выборе цвета и размера элементов. Вне этих ограничений дети пользуются интересными штрихами, выбирают неожиданные цвета и пропорции. Если развивать такой оригинальный подход, результат может быть интереснее. В этом, по словам Дмитрия Цупко, уникальность наивного искусства. Внешне очень простые «детские» изображения, оказывается, почти невозможно повторить.
Автор создал иллюзию выставки группы художников. При этом все произведения «рифмуются», одни и те же персонажи и элементы показаны в разной технике. Дети поняли это значительно лучше взрослых. Такой вывод сделал Дмитрий Цупко, наблюдая за посетителями. Взрослые подходят к каждой работе, останавливаются, анализируют. А дети воспринимают все как единое игровое пространство и поэтому сразу видят, например, солдатиков и в масляной живописи, и в пакетах. Экспозицию можно посмотреть до 16 октября по вечерам в четверг и пятницу, а также с 14.00 в выходные. Условия посещения выставки есть на страницах «Макаронки» в социальных сетях.
Справка
Художник и режиссер Дмитрий Цупко окончил факультет изобразительного искусства Ростовского педагогического университета. В 2011 году вместе со Стасом Якименко создал проект «СИТО». Название повторяет логотип ростовского завода специнструмента и технологической оснастки, в свое время впечатливший художника. Арт-группа заявила о себе, выставляя на улицах большие экспрессивные произведения. Зрители могли решить их судьбу: посмотреть, забрать, выбросить и т. п. Состав коллектива менялся. Первые выставки прошли в ростовской галерее 16th Line («16-я Линия»). Затем были экспозиции в Вене, Лондоне и Стамбуле. В 2020 году Дмитрий Цупко возглавил перезапуск пространства «Макаронка», основал одноименный центр и стал художественным руководителем его театра.