Ростовским художникам предложили выставляться в подвале ресторана
После 13 июля, когда на ростовской набережной открылся ресторан Аркадия Новикова, в здании, которое строилось как «выставочный павильон многофункционального назначения», ростовские власти выпустили анонимное пояснение. Анонимное, потому что разместили его на странице мэрии в соцсети и не приписали никому из руководителей города — ни главе администрации, ни руководителю управления культуры, ни даже начальнику управления по торговле.
Текст от лица мэрии был таким: «В связи с многочисленными вопросами о выставочном павильоне на ул. Береговой администрация города сообщает: внутри здании сформировано пространство современной культуры, в котором будут организованы: художественные выставки; выставки современного искусства; кинопоказы арт-кино; презентации книг, фильмов и альбомов; встречи с авторами, актерами и музыкантами; мультимедийные экспозиции об истории города Ростова-на-Дону и донского края.
Для окупаемости здания в другой его части откроется ресторан, где посетители павильона, ростовчане и гости города смогут отдохнуть и принять пищу».
Как председатель Ростовского областного отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» могу сказать, что это заявление имеет мало отношения к реальному положению дел. Судя по тексту, можно подумать, что выставочная площадка уже существует, а ресторан лишь появится. На самом же деле все наоборот.
Мы, как члены СХР, безусловно, сожалеем об утрате выставочного зала Союза художников России площадью 600 кв. м, который появился на набережной после реконструкции заброшенных билетных касс речного флота силами и средствами ростовских художников. В течение 37 лет в нем проводились городские, областные, региональные и международные выставки. Можно долго спорить о том, почему этот зал был разрушен и почему Союз остался без других выставочных площадей и мастерских — в 1990-е и в начале нулевых собственности лишались не только неискушенные в рыночных отношениях творческие союзы.
На месте, близком к бывшему выставочному залу, было построено новое здание, которое изначально создавалось как многофункциональный выставочный павильон. Но могу заявить, что проект этого здания не приспособлен для проведения профессиональных художественных выставок. Хотя не возьмусь утверждать, что там невозможно проводить «встречи с авторами, актерами и музыкантами».
Сейчас ситуация такова: у здания есть собственник, который сдал его в аренду ресторану.
На днях я общался по телефону с представителями собственника, компании «Донской причал». В этом разговоре меня пытались убедить, что все будет хорошо. Хотя это был странный диалог. Мне предложили:
— Давайте сотрудничать. Может быть, наверху (я видел эту площадку, которая пока не функционирует, – это летняя веранда кафе с зонтиками), может быть, вокруг здания?
— Вы предлагаете поставить мольберты вокруг здания?
Меня убеждают:
— Так художники смогут зарабатывать.
Я отвечаю:
— Но это же панель, у нас есть такая в парке Горького, там нет членов Союза художников, свои произведения там продают любители. Для того чтобы делать профессиональные выставки, нужны площади, стены, оборудование. Картины давно не вешают на шурупах.
На что мне было сказано:
— Может, не картины?
Я в ответ:
— Можем скульптуры.
Мне говорят:
— У нас есть первый этаж.
— Но там же ресторан?
— Нет, под рестораном.
— Но это же подвал.
Одним словом, меня пытались подвести к тому, что это я не хочу сотрудничать. В итоге предложили:
— У нас есть правление, вы пишите бумагу о том, что хотите, мы информируем художников.
Позднее, уже в ресторане, я поговорил с управляющей. Ключей от подвала у нее не было, но, по ее словам, его площадь примерно 150 метров. На такой площади сложно развернуть полноценную художественную выставку.
Одним словом, я далек от мысли, что в этом новом здании художникам или каким-то другим творческим объединениям кто-то готов предоставить достойную площадку.
На мой взгляд, и собственники, и городские власти сейчас создают видимость переговорного процесса, потому что изначально участок, вероятно, выделялся с «общественным обременением», но получилось как всегда. Суть этих переговоров — притянуть на это «пространство современной культуры» хотя бы кого-нибудь. Например, для того, чтобы можно было отчитаться перед областными властями. Хотя даже если реально предоставят, к примеру, 10 кв. метров, допустим, для молодых художников, тоже будет неплохо. Но проблема отсутствия выставочной площади не решится.
Иногда на вопрос, как у нас дела с выставочными площадями, я отвечаю, что среди городов-миллионников мы занимаем предпоследнее место, надеясь, что у кого-то может быть еще хуже. Я беру на себя всю ответственность, утверждая это, так как возглавляю самое большое отделение Союза художников на юге России — 282 члена — профессиональных, востребованных, известных художников и молодежная секция – 91 человек.
У культуры, и художественной в том числе, много функций. Среди важнейших — избавлять людей от неприязни и вражды. Но для этого нужны не только высокие идеи, но и технологичные возможности, например выставочные пространства. Чтобы они появлялись, Ростову, возможно, стоит перестать бесконечно оглядываться на свое «купеческое» прошлое, а стремиться к современным форматам жизни, в которых востребованы не только модные рестораны.