Побег по следам донского нонконформиста
В Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской начал работу арт-проект московско-таганрогского художника Юрия Фесенко «Побег из четырех углов», посвященный его соратнику, художнику-нонконформисту с донскими корнями Александру Жданову (1938-2006). Выставка реализована в непривычном формате арт-исследования, в ходе изучения которого зритель может увидеть, как один художник становится вдохновителем работ другого.
В Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской открылась выставка московско-таганрогского художника Юрия Фесенко «Побег из четырех углов» в непривычном для ростовского зрителя формате — книги художника. Публика оказывается внутри книги, которая расположилась в двух залах галереи. Первый зал посвящен графическим работам нонконформиста Александра Жданова из серии «Зимние Паны», созданной в 1985-1987 годах. Второй зал - это фотофиксация работ Юрия Фесенко, созданных под впечатлением от работ Жданова, но не на бумаге, а на земле, из подручных природных материалов — грязи, воды, трав. Так называемые энвайронменты.
Юрий Фесенко поясняет, что его «книга» — это арт-исследование творчества Александра Жданова, которого он считает одним из своих наставников. Только это не такое исследование, которые вы можете прочесть от начала и до конца, скорее это ряд образов, которые можно считать, связать между собой и прочувствовать, зная основные вводные.
Жданов, которого чтят коллеги по цеху и специалисты, до недавнего времени был забыт ростовской публикой: он был нонконформистом, в советское время его не выставляли. В конце 80-х он вместе с семьей он эмигрировал в Америку. Значительная часть произведений, созданных им с 60-х по конец 80-х сначала — в Ростове, затем — в Москве была утрачена. Весной этого года в Ростовском музее изобразительных искусств прошла его первая персональная выставка на малой родине, где были представлены репродукции графических работ и те немногие живописные работы (всего 8) , которые удалось собрать из частных коллекций. Юрий Фесенко — друг и соратник Жданова, был ее куратором.
В исследовании «Побег из четырех углов» Фесенко обращается к мощному образу из графики Жданова - мифологическому Пану, который считается альтер-эго художника. Вычленяет мотив бегущего Пана и использует его уже в собственном творчестве, создает своего бегущего — Другого. По словам Юрия Фесенко бег в работах Жданова и в его собственной — это бег за пределы собственных ограничений, потому что истинное искусство как раз в этом и заключается.
Есть еще один важный контекст: огромные листы рукописи на выставке - это переписанный Юрием Фесенко текст новеллы Жозефа д’Арбо «Чудище из Ваккареса». Образ Пана у Жданова возник как раз под влиянием этого произведения. Переписывание — это, видимо, способ увидеть то же, что увидел Жданов. И, наконец, отдавая дань соратнику и наставнику, свои работы с бегущим Другим Юрий Фесенко создавал на земле Франции, недалеко от места, где происходили события новеллы.
Сложно сказать, о ком этот арт-проект больше — об Александре Жданове или о Юрии Фесенко. Да, без работ Жданова он не сложился бы. Но, по ощущениям корреспондентки N, выставка эта не только про непонятого в свое время большого художника, но и про большую печаль, ощущение утраты и поиска связи с кем-то важным, но давно ушедшим. И про восстановление этой связи с помощью творчества. Предыдущий проект Юрия Фесенко в родном Таганроге - «Личный город» к слову, тоже был во многом об этом - он был посвящен печали об утраченном облике Таганрога. В финале из лендартных образов, навеянных родным городом ,художник соткал ковер-оберег для Таганрога. А в данном случае — создал книгу.
Выставка продлится до 21 января.