Особенным музыкантам открылся путь к свету
В России развивается проект — Фестиваль «Путь к свету», главная цель которого — обеспечить концертную деятельность профессиональных музыкантов с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, у идеи — яркая просветительская составляющая. Концерты фестиваля построены в виде беседы со слушателями о классической музыке. Непринужденная форма мероприятий привлекает как искушенную публику — постоянных посетителей филармоний, так и широкую аудиторию. О проекте рассказали его автор — пианист-виртуоз, преподаватель Юлия Монастыршина и арт-директор автономной некоммерческой организации «Творческая лаборатория “ГОШпроджект”» Георгий Гусев.
— Иногда даже абсолютно здоровые выпускники музыкальных учебных заведений жалуются на низкую востребованность. Говорят, что непросто устроиться по специальности. А какой круг вопросов вы решаете в вашем проекте?
Ю. М.: — Многие творческие вузы в стране занимаются подготовкой студентов с ограничениями по здоровью. Выделяются бюджетные места. Молодые люди получают очень хорошее бесплатное образование. Талант и мастерство этих студентов не вызывают сомнений, потому что они регулярно участвуют в концертах, побеждают в конкурсах. Однако учеба заканчивается. Незрячий профессиональный музыкант вешает диплом на стенку и сидит дома. Такого певца не возьмут в оперу: он не видит партнеров и дирижера, не может свободно передвигаться по сцене. Он также не может преподавать. Как читать ноты? Как следить за дисциплиной в классе? Как вести отчетность? Проблему может решить организация полноценной концертной деятельности для музыкантов с особенностями здоровья. Моя идея была в том, чтобы дать им возможность выступать на достойных сценических площадках, получать вознаграждение за труд, профессионально расти.
— Есть ли данные, сколько специалистов нуждаются в такой помощи?
Ю. М.: — Только в Москве и Московской области более сорока профессиональных музыкантов с ограничениями по здоровью. Очевидно, что в масштабах страны это очень значительная цифра.
— Концертная деятельность — это сложный коммерческий проект. Нужно учесть многие его элементы — организационные и финансовые. Как вы решаете эти вопросы?
Ю. М.: — Меня поддержала команда автономной некоммерческой организации «Творческая лаборатория “ГОШпроджектс”». У них накопился многолетний опыт проведения фестивалей и концертов.
Г. Г.: — Цикл концертов артистов с особенностями здоровья не состоялся бы без поддержки Президентского фонда культурных инициатив. Фонд одобрил нашу заявку по проекту Фестиваль «Путь к свету» с концертами в разных городах России и выделяет определенный бюджет. Ведь чтобы артист вышел на сцену, например в Ростове, нужно оплатить не только гонорар, но и проезд, проживание, питание. Есть затраты на проведение и техническое обслуживание мероприятия, на персонал принимающей площадки (филармонии, концертного центра или дома культуры). Например, в Ростовской филармонии 9 июня выступали юная пианистка из Ярославля Мария Глинка, музыканты из Москвы Юлия и Глеб Монастыршины, талантливый академический и джазовый музыкант, автор и исполнитель собственных сочинений Виктор Кузнецов из Ростова. Фестиваль «Путь к свету» — большой и продолжительный проект. Концерты в разных городах Российской Федерации рассчитаны до сентября 2024 года. Для работы такого масштаба нужно объединение многих ресурсов: поддержка Фонда, таких профильных организаций, как Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), и, конечно, включение потенциала нашей организации, ее организационных усилий.
— Как шла подготовка проекта. С чего вы начинали?
Ю. М.: — Весной 2020 года я обсудила проблему с московскими властями, и они откликнулись. Мы договорились организовать фестиваль, который тогда назывался «Классика для всех». Нам выделили камерный зал Московского международного Дома музыки. Там с марта 2021 года по апрель 2022-го прошли мои первые концерты-лекции. Дом музыки взял на себя техническое обеспечение концертов и рекламу.
— Как вы оцениваете первые результаты?
Ю. М.: — Было очень трудно. О мероприятиях мало кто знал. Публика ходила вяло, да еще и пандемия. Чтобы привлечь зрителей, организаторы стали приглашать известных музыкантов. В наших программах выступали гитарист Дмитрий Илларионов, саксофонистка Вероника Кожухарова, оркестр детской школы искусств имени Гайдна. Так люди узнали о нашем проекте. Оценили исполнительское мастерство, заинтересовались темами бесед.
— О чем вы рассказывали?
Ю. М.: — Я старалась легко, популярно говорить о главных персонах мировой классики. Первое, на что реагирует аудитория, — это загадки, связанные с жизнью и творчеством великих музыкантов. Второе — юмор. У классиков он особенный и разный. К тому же, в музыке это не так просто считать, как, например, в литературе, изобразительном искусстве. В общем, зная материал, всегда можно найти неожиданный взгляд, который будет интересен широкой аудитории.
— Насколько широкой? Есть ли, например, рекомендации по возрасту слушателей?
Ю. М.: — Наш материал хорошо поймут зрители с 6 лет. Как правило, мы представляем музыку, которая у всех на слуху. Говорим об известных маэстро и историях из их жизни. При этом подчеркиваются забавные и интригующие моменты. Это позволяет удерживать внимание любой аудитории.
— Удалось удивить? Есть отклики?
Ю. М.: — Мы стали известными в Москве, собирали полные залы и получили лестные отзывы. Конечно, приятно, когда зрители спрашивают: «Где еще вас можно послушать?». В 2022 году на этот вопрос не было ответа, но мы знали, что идем в верном направлении. Особенно вдохновляло настроение музыкантов, для которых открылась сцена. Одна молодая певица, поблагодарив за гонорар, сказала, что это для нее большая сумма, и эмоционально поделилась, как счастлива была несколько месяцев. Помню ее слова: «Я готовилась к этому концерту и знала, что кому-то нужна, что кто-то придет меня послушать в этот прекрасный зал. Разве я могла мечтать, что когда-либо буду стоять на этой сцене?».
— Это хорошо поясняет название фестиваля. Люди действительно выходят в свет. Появляются новые знакомства, мотивация и возможность поддерживать профессиональные навыки.
Ю. М.: — Да, мы за то, чтобы особенные музыканты были социально открытыми, предприимчивыми. Наш пример показывает, что можно организовывать собственные проекты, искать единомышленников. «Путь к свету» дает знание о формах поддержки идей. Нужно обращаться в фонды, союзы, в любые сообщества. Главное — не прятать свой талант, искать возможность реализоваться. Уже после первых концертов первой версии фестиваля («Классика для всех») в нем хотели участвовать другие незрячие музыканты, но мы не могли их пригласить.
— Как вы масштабировали проект?
Г. Г.: — Для развития нужен был грант. Мы подали заявки в Фонд президентских грантов, в Президентский фонд культурных инициатив, приложили письма поддержки от Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, соглашения с филармониями и другими концертными площадками в 18 городах России. Были также договоренности с концертными залами Москвы, Московской области, региональными министерствами и департаментами культуры, что Фестивалю «Путь к свету» предоставят площадки на льготных условиях. И Президентский фонд культурных инициатив поддержал наш проект.
— На каких условиях Президентский фонд культурных инициатив оказывает помощь? Какие расходы он покрывает?
Г. Г.: — Реализация проекта при грантовой поддержке Фонда — это всегда взаимный процесс. Фонд выделяет бюджет под проект, оказывает консультационную поддержку, курирует все действия в рамках проекта, организует отчетность по этапам прохождения проекта. Мы же как организация-грантополучатель изыскиваем дополнительные ресурсы (то есть софинансирование), организационно выстраиваем деятельность, управляем рисками, несем ответственность за свою работу и отчитываемся перед Фондом за реализацию проекта в том объеме, в каком он был запланирован и согласован.
— Вы думали о самоокупаемости или о коммерческом успехе?
Г. Г.: — В идеале «Путь к свету» может стать самоокупаемым. Предпосылки для этого есть. Некоторые площадки для концертов администрация предоставляет бесплатно. Мы налаживаем связь с департаментами культуры и социального развития в регионах. Восторженные отзывы слушателей дают надежду на новые концерты при минимальных организационных расходах. Те, кто слышал наших артистов, согласятся купить билет по разумной цене.
— Где будете выступать в ближайшее время?
Г. Г.: — С сентября по ноябрь запланировали концерты в Москве, Челябинске, Магнитогорске, Уфе, Волгограде, Саратове, Краснодаре, Иркутске и Омске.
— Как ищете артистов?
Г. Г.: — Сначала это были личные контакты Юлии Монастыршиной. Выступали участники ее концертов в Доме музыки в Москве. Сейчас нам очень помогает Культурно-спортивный реабилитационный комплекс ВОС. За 50 лет они собрали большую творческую команду музыкантов. Надеемся привлечь молодое поколение — выпускников Российской государственной специализированной академии искусств. Там учатся талантливые ребята из разных уголков нашей страны. Еще мы обращаемся в региональные отделения ВОС и ВОИ. Организаторы составляют картотеку, запрашивают видео, уточняют репертуар. Хотим привлекать больше участников. Для этого будем сотрудничать с региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива», региональными и городскими организациями и фондами, работающими с инвалидами.
Взаимодействовать с региональными организациями нам помогает наш партнер — Камерный оперный театр-содружество «Гомер», который имеет многолетний опыт работы с профессиональными незрячими артистами.
Ю. М.: — Я хочу поблагодарить всех, кто помогает нашим музыкантам войти в проект, подготовиться к концертам. Это их родственники, друзья, коллеги и другие близкие люди. Спасибо! Без вас мы не достигли бы таких результатов.
— В мировой практике есть аналогичные проекты? У вас был образец, на который можно ориентироваться?
Ю. М.: — Скорее, можно назвать отдельные имена. Рядом с этими музыкантами были люди, которые распознали талант и помогали с продвижением. Так сложилась счастливая сценическая судьба инвалида по зрению Олега Аккуратова. Назову также наших востребованных московских артистов Александра Жукова, Елену Мартиросову, Алексея Волжанина, Сергея Пищальника. Из зарубежных коллег вспоминаются мировые звезды Ицхак Перлман, Андреа Бочелли.
Больше информации — на странице «ВКонтакте»: https://vk.com/festival_putksvetu.
YouTube («Ютьюб»): https://www.youtube.com/@festival_putksvetu.
Команда ведет два проекта: goshprojects.org, путьксвету.рф.
Электронная почта: goshprojects@gmail.com.
Тел.: +7 926 537 60 61.
АНО ТЛ «ГОШпроджектс» Реклама
Справка
Георгий Александрович Гусев окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского и Национальную академию Санта-Чечилия в Риме. Концертирующий музыкант, виолончелист-виртуоз, композитор, основатель и арт-директор «Творческой Лаборатории “ГОШпроджектс”», международного фестиваля «Мастера Музыки», концертный администратор фестиваля «Путь к свету». Дает мастер-классы в Северной и Южной Америке, Европе, Азии, выступает в роли художественного руководителя музыкальных фестивалей в России, США и Италии. Его произведения и оригинальные шоу были представлены в Карнеги-холле, Пекинском оперном театре, «Мюзикмессе Франкфурт», на Мировой музыкальной выставке в Калифорнии, Арт-шоу в Риме, на Сицилии и др.
Юлия Александровна Монастыршина — выпускница московской консерватории им. П. И. Чайковского. Пианист-виртуоз. Лауреат международных конкурсов им. И. С. Баха в Лейпциге и «Концертино Прага». Кандидат искусствоведения, заслуженный педагог. Художественный руководитель фестиваля «Путь к свету». Автор методик по исполнению музыкальных произведений и по технике игры на фортепиано. Дает мастер-классы, читает лекции в Австралии, Австрии, Германии, США, Японии.