Музей рассказывает о рыцарях Японии
В Ростовском областном музее краеведения открылась выставка из частной коллекции «Самураи — рыцари Японии».
Самураи просуществовали как сословие несколько веков. Это были военные-землевладельцы (феодалы), мелкие дворяне. Слово «самурай» происходит от японского корня со значением «служение, служить». Речь не только о воинском долге, но и о верности господину — феодалу рангом повыше. История самураев оказалась сложной и драматичной. Яркая экзотика этого образа до сих пор вызывает интерес в разных частях света, при том что последние рыцари Японии исчезли в XIX веке. Экспонаты выставки позволяют судить о быте самураев, образе их мыслей, этике и эстетике.
Заведующая культурно-просветительским отделом музея Юлианна Корчагина рассказала корреспонденту N, что в экспозиции представлено не только боевое, но и статусное оружие. Так, традиционный длинный меч катана почти никогда не использовался для сражений. Он лишь указывал на сословную принадлежность воина. Самураи — это в первую очередь стрелки (лучники). В их арсенале были также копья, ножи, нунчаки. Все это оружие можно было носить незаметно для посторонних. На экскурсии рассказывают, почему его приходилось скрывать. Амуниция часто напоминает предметы крестьянского быта, например косу (кусаригама). Женщины-самураи пользовались нагинатами. Это меч с рукоятью до двух метров. Она могла быть длиннее лезвия в полтора-два раза. Нагината позволяла держать противника на безопасной дистанции и при этом атаковать.
Выставка дает представление о том, как одевались самураи, из какой посуды ели, как ухаживали за собой (в экспозиции есть бритва японского рыцаря). Здесь же можно рассмотреть свитки и гравюры знаменитых японских художников. Идеология и имидж самурайства отчасти сохранили влияние на родине. Их воспроизводят в массовой культуре, причем не только в японской. Но самих самураев уже нет. Сословие не пережило экономические и культурные трансформации страны. По словам Юлианны Корчагиной, многие самураи оставались верны кодексу, даже когда под давлением обстоятельств пришлось сменить род занятий. Образованные и дисциплинированные воины становились, например, чиновниками, но не отказывались от самоограничений, руководствовались традиционной идеологией служения, самопожертвования. Нужно побывать на выставке, чтобы разобраться, нет ли противоречия между внутренним и внешним. Почему мужественные аскеты так пышно наряжались? Их сложная, дорогая одежда состоит из множества изящных элементов.