Можно ли повернуть время вспять?
В театре им. Горького поставили «Сладкоголосую птицу юности». Спектакль по одноименной пьесе Теннесси Уильямса поставил московский режиссер Михаил Чумаченко. Теннесси Уильямс — неожиданный и нетипичный для театра выбор. Поэтическая, с ностальгическим настроением, пьеса родом из Америки 50–60-х годов прошлого века явно выделяется в репертуаре среди множества комедий и хрестоматийной русской классики. Выбор хоть и необычный, но объясняется просто. Этот спектакль — бенефис.
С афиши, которая разместилась на фасаде театра задолго до премьеры, на прохожих задумчиво смотрит молодая Татьяна Шкрабак. В театре народная артистка России служит уже 40 лет. Сюжет пьесы и роль, которую исполняет Шкрабак, невероятно точно подходят этому факту ее биографии. Немолодая кинозвезда Александра дель Лаго, она же принцесса Космонополис, после, как ей кажется, провальной работы бежит с молодым спутником Чансом Уэйном. Бежит не только от неудачи, но и от возраста. Как оказывается позже, зря. Они отправляются в путешествие, и Чанс привозит принцессу в город, в котором он вырос. Уэйн пытается вернуть девушку, с которой встречался в юности и которую до сих пор любит.
При неудачном подборе актеров, неверно расставленных акцентах и произнесенных интонациях история отношений молодого жиголо и зрелой актрисы легко может обернуться нелепостью, пошлостью или просто комедией. Театру Горького удалось этого избежать. Дуэт Татьяны Шкрабак и Романа Гайдамака органичен. Оба главных героя отчаянно пытаются повернуть стрелки часов вспять, вернуть юность, красоту и утраченное время. Разница лишь в том, что у принцессы помимо возраста есть талант, который остается с ней на всю жизнь и с годами никуда не девается, а у Чанса — только молодость и красота, которыми он всегда пользовался и которые теперь уходят.
Спектакль хоть и бенефис Татьяны Шкрабак, но сказать, что ее персонаж — главный, будет обманом. Уэйну в этой постановке отдано больше пространства и времени. Не принцессе, а Чансу нужно бояться возраста и уходящих лет.
В пьесе Теннеси Уильямс сделал достаточно много ремарок относительно декораций и того, как должна выглядеть сцена. Режиссер, не следуя этим ремаркам, с самого начала задает неоптимистичный тон постановке и настраивает зрителя на серьезный разговор. Первая сцена разворачивается не в «старом фешенебельном отеле на Золотом побережье», а в мрачном помещении, отделанном плиткой и похожем то ли на операционную, то ли на коридор больницы.
Режиссер спектакля Михаил Чумаченко говорит:
— Это не очень праздничная история, но она жутко важная для театра и для нас. Это не только бенефис народной артистки России Татьяны Шкрабак, но и разговор о темах, которые сегодня очень важны, о том, что такое молодость и как ее прожить. Об этом история.
С режиссером можно согласиться, но с небольшой оговоркой: спектакль скорее о том, как не надо прожить молодость.