Картины нонконформиста 1960-х наконец-то попали в местный музей
В Ростовском музее изобразительных искусств готовится к открытию выставка, посвященная авангардисту и нонконформисту с донскими корнями Александру Жданову (1938-2006). Это первая выставка в Ростове художника, которого называют ярким представителем ростовского андеграунда 1960-70-х годов.
В Ростовском областном музее изобразительных искусств 8 апреля откроется выставка, посвященная художнику-авангардисту с донскими корнями Александру Жданову (1938-2006). Соорганизатор мероприятия — «Галерея ZHDANOV», названная в честь художника и ориентированная на организацию «непопсовых» выставок.
Александр Жданов был ярким представителем андеграунда в Ростове 1960-70-х годов, был знаком и дружил с художниками этого круга в Москве, куда переехал в начале 1970-х. В конце 1980-х вместе с семьей он эмигрировал в США. Во всех публикациях, посвященных Жданову, упоминается неординарный способ отъезда: после нескольких лет безуспешных попыток получить разрешение на выезд к дочери, которая получила политическое убежище в США, Жданов с женой приковали себя к дереву у ворот американского посольства в Москве. После этого демарша власти приказали им в течение месяца покинуть страну.
Сегодня работы Александра Жданова — ассамбляжи, живопись, скульптурные объекты, графика — хранятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Музея Рутгерского университета США, других музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.
Парадоксально, но готовящаяся к открытию экспозиция — первая выставка художника в Ростове. В советское время его работы выставлялись лишь один раз — в Москве в 1972 году в выставочном зале Горкома графиков на Малой Грузинской. Как рассказывает куратор выставки художник Юрий Фесенко, это объединение художников было организовано государством для контроля нелегальных художников и присмотра за ними. В других городах СССР, в том числе в Ростове, даже таких возможностей выставиться не существовало вплоть до развала СССР. В постсоветской России работы Жданова выставлялись дважды, но тоже в Москве. Гораздо больше выставок у него было за рубежом — десятки. Это информация из каталога, выпущенного к первому (и пока последнему) Фестивалю современного искусства в Ростове, прошедшему в 2012 году.
— За годы работы Жданова в Ростове и Москве (почти 25 лет) им было создано более полутора тысяч произведений, но ему не удалось их увезти с собой в эмиграцию из СССР в 1987 году. Я помогал ему в подготовке к переезду, сделал более 20 ящиков для перевозки, — рассказал N куратор выставки художник Юрий Фесенко. — Все это после его отъезда так и осталось в московской квартире и было (думаю, большая часть) утилизировано или разобрано заинтересованными лицами. Собрать эти произведения для большой выставки сегодня не реально. С собой в Америку Жданов взял две или три папки с рисунками и холстами (самое дорогое для своей памяти о Ростове и средней полосе России). Это были портреты на фоне донских степей, пейзажи и рисунки с его главной темой того периода — историей мифологического Пана. Эти работы находятся не в России и сейчас хранятся в собрании семьи художника. Получается, что сегодня в Ростовском музее изо будет представлено наиболее полное собрание работ периода жизни и работы художника в Ростове 1960-70-х годов и последних двух-трех лет перед отъездом из СССР. Он всю жизнь считал себя русским художником, родившимся на Дону и впитавшим дух природы Дона и средней полосы России.
В выставочном проекте «Александр Жданов. Последний Пан» представлены восемь работ художника из частных собраний, фотоматериалы, рассказывающие о жизни Жданова, постеры, репродукции живописных работ и графических листов. Их предоставила семья художника. Кроме того, в состав экспозиции включены и работы друзей Жданова, его учеников, соратников по неофициальному искусству 1970-90-х годов — Леонида Стуканова, Юрия Шабельникова, Леонида Кабарухина, Михаила Басова-старшего, Валерия Кульченко, Веры Колгановой, Юрия Фесенко.
Выставка продлится до 28 апреля.