г. Ростов-на-Дону
25 ноября 2024 08:49:45
102.58
107.43

Доцент университета и мастер-кукольник — в одном лице

21 марта отмечается Международный день кукольника. Его празднуют работники театра кукол: актеры, мастера по изготовлению персонажей кукольных постановок, декораторы. Для доцента кафедры дизайна Южного федерального университета Инны Ягузы изготовление кукол — важная часть жизни. Недавно в Музее истории ЮФУ прошла её персональная выставка. В своих работах она воссоздает праздничную атмосферу и оживляет образы из детства. Инна рассказала, как создаются куклы, почему ее вдохновляют клоуны и для чего у Гоголя шаржевый нос.

— Как пришла идея создавать куклы?

— В 2008 году случайно попала в галерею кукол, которая находится в Ростове-на-Дону на Ленина 91. На улице было очень холодно, а мне нужно было где-то полчаса перетоптаться. Мне очень понравилась экспозиция. Я записалась на краткосрочные курсы, которые там проводились - всего 10 занятий. За это время сделала первую свою куклу. С тех пор это стало частью моей жизни. Образы откуда-то приходят сами по себе, и возникает желание просто их делать – вот и всё.

— Какой была Ваша первая кукла?

— Это была кукла парижского художника с мольбертом в руках, поэтому пришлось делать все аксессуары самой. Создавать всю мелочевку и кукольную миниатюру оказалось очень интересным занятием. Первое образование у меня техническое в какой-то степени, я архитектор, а дальше дизайнерское. Архитектурное позволяет и объёмно мыслить, и руками что-то делать.

— Вы проводите мастер-классы по созданию кукол для студентов ЮФУ либо для широкой аудитории?

— На данный момент мастер-классы я не провожу. Несколько лет назад в течение трёх лет был факультативный курс для студентов-дизайнеров по костюмам. Они как раз создавали свою куклу и делали национальные костюмы. Студенты с ними участвовали в фестивале «Кукла Дона». А сейчас этого предмета нет в учебном плане. Но я уже задумываюсь над тем, чтобы сделать курсы для широкого круга. Надеюсь реализовать свою идею, для этого нужно продумать, как это лучше сделать и на какой площадке. Логичнее в стенах университета. Дело в том, что мастер-класс не может быть многолюдным, а создание куклы не закончится одним уроком. Когда меня обучали, было десять занятий по три часа – за это время мы создавали куклу. Сложно будет в некоторых местах арендовать помещение на такое продолжительное время. Группа более шести человек вряд ли возможна, нужно же уделить внимание каждому, иначе это будет профанация. Нам нужен хороший результат, я бы хотела рассказать все тонкости.

— Где вы берете материалы для создания кукол?

— По-хорошему, все идет в дело, особенно для костюмов, аксессуаров, и это интересно. Многие из моих кукол сделаны совершенно из недорогих материалов. Для кожи, например, можно использовать старые перчатки, голенища сапог, сумки, обрезки. Если она слишком плотная, то сложно из нее сделать изящное изделие, но тогда она подойдет для обуви. Самое дорогое – пластик, из которого делаются сами куклы. Его можно купить в различных интернет-магазинах и на маркетплейсах. Еще как вариант – «Леонардо». Все остальное я делаю из подручных средств.

— Вы продаете свои работы?

— Мои куклы продаются. Фактически в домашнем пользовании у меня только клоуны, а те куклы, которые были представлены на выставке, выкуплены. Например, «В гостях у Дроссельмейера» и «Гоголь» принадлежат Галерее кукол. «Мистер Икс» - в частной коллекции, мне дали его только на время выставки, а многих остальных даже нет в городе и стране. Я легко расстаюсь с куклами. Я сделала, а они уже дальше живут своей жизнью. Клоуны задержались, потому что я планирую серию, у меня по задумке их еще несколько. Они будут дополнены, доделаны и, может быть, выставлены в полном объеме.

— Почему основной мотив работ - цирковое искусство и маскарад?

— Мне нравятся театрализованные действа, карнавалы, маски. Перед клоунами я преклоняюсь – они владеют всеми жанрами циркового искусства, и мне всегда становится очень обидно, когда кто-то говорит, что боится их. На мой взгляд, это навязано большим количеством американских фильмов ужасов, где клоун является отрицательным героем. А у меня цирк вызывает теплые воспоминания из детства, каждый поход туда был ожиданием чуда. Я не могу, например, представить, что того же Олега Попова с его солнечным зайчиком можно бояться, это человек, который дарил радость, и я его выступление видела на арене цирка. К сожалению, в нашем городе у него состоялись последние гастроли.

— Тогда можно сказать, что тематика, к которой относятся ваши работы в большинстве своем – детство?

— Не то, чтобы детство. Мне, скорее, хочется передать ощущения праздника или его ожидания - чуда. Оно есть в любой вещи вокруг нас: во вкусе французского ломающегося багета, в том, что светит солнце, в том, что тебе кто-то улыбается, дарит цветы или ты делаешь подарки. Я очень люблю это, могу легко подарить созданное мною — это тоже своеобразный праздник. Мне кажется, он приходит отовсюду: от игрушек, от воспоминаний, от мечты. У меня нет ощущения, что я должна на куклах исключительно зарабатывать. Хочется чуда, может быть, детство не желает уходить из меня.

— Вы делаете абсолютно все работы самостоятельно? Даже маяк, который был представлен на выставке. Его можно подключать в розетку, чтобы он светился.

— Да, маяк был сделан полностью мной. Он подключается в розетку, к электричеству. Вилку со шнуром и выключателем я купила в магазине, а все остальное подсоединить совершенно элементарно. Я училась давно, в школе, на уроках труда. Нам показывали даже то, как подсоединить провода, чтобы горела лампочка. Делали также простой светильник из запчастей. Еще папа учил меня дома чинить розетку и прочее, создавать что-то новое. Мы всегда делали это вместе. Как-то раз я его спросила: «Пап, а зачем ты меня этому учишь?». Он мне сказал: «Я надеюсь, ты замечательно выйдешь замуж, но неизвестно, какой муж тебе попадется, ты должна уметь все сама». Он был замечательный человек и очень меня любил. Так сложилось, что мне это пригодилось, и я благодарна папе. Есть элементарные вещи, которые женщины способны сделать, и в этом нет ничего сложного.

— В чем заключается идея экспоната «Гоголь»? И почему у него шаржевое лицо?

— Я не делала абсолютного портретного сходства, наоборот, утрировано, шаржево. Когда делается шарж, увеличиваются определенные элементы, которые являются ключевыми, у Гоголя – это его нос главный элемент, поэтому он немного утрирован и сделан еще больше, чем он должен был бы быть. Вообще, эта работа создана для одной из выставок, которая проводилась в «Галерее кукол», посвященной этому писателю. Другие кукольники Ростова делали различных персонажей из его произведений, а я решила сделать самого Гоголя. Мне хотелось показать, как бы две стороны: белую и темную, ведь он настолько противоречив, гениален, его всё время внутри что-то мучило. Ну, не зря же он сжигал свои рукописи. Они стоят спина к спине, как будто защищаются. На мой взгляд, все-таки черная сторона прикрывала белую и наоборот – это единое целое. Но тем не менее белый Гоголь стоит более прямо, а черный согнулся. Я не думаю, что, если бы этой стороны не было, его произведения были бы такими же гениальными.

— Самая любимая кукла из представленных работ?

— Честно говоря, я люблю Мистера Икса. Может быть, он не столь эффектен, но я делала его по образу из старого одноименного фильма-оперетты. Там играл Георг Отс. Он был любимым исполнителем и актером моего отца. В этом тоже есть определенная дань. Именно в его исполнении Мистер Икс – незаслуженно обиженный человек, который выполнял свою работу на цирковой арене, а не мстил, умел любить. Здесь опять же связь музыки, цирка, некого благородства. В этом фильме есть кадры, когда он, воздушный гимнаст, был под куполом цирка и сидел на стуле, наверху, играл на скрипке. И хотя он у меня в работе не под куполом, вся композиция держится на одной ножке. Я хотела передать эффект баланса, впечатления: а вдруг упадет? Я изобразила его без кричащих красок, достаточно скромно и достойно. Там нет показной красоты, навороченного костюма. Кстати, для того, чтобы передать ощущение цирка я не всегда делаю самих клоунов, а отдельные элементы. Например, в «Coffeeman» на Пушкинской и Газетном в витринах мои работы: карусели, колесо обозрения, воздушные шары.

Просмотров: 4601

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Культура
Доцент университета и мастер-кукольник — в одном лице
В Азовском музее-заповеднике проходит выставка «История русского костюма и народных праздников в коллекции кукол Цимлянского муниципального музея». Глиняные игрушки и миниатюрные народные костюмы создают особое приподнятое настроение.
Культура
Доцент университета и мастер-кукольник — в одном лице
22 и 23 ноября в здании гимназии Таганрогского музея-заповедника состоится премьера спектакля «Уроки дяди Вани». Таганрогский камерный театр (ТКТ) предложил свою версию чеховской пьесы.
Культура
Доцент университета и мастер-кукольник — в одном лице
В Донской публичной библиотеке выставляются работы заслуженного художника РСФСР Анатолия Легостаева.
Культура
Доцент университета и мастер-кукольник — в одном лице
В художественной галерее «Ростов» открылась выставка питерского художника Алексея Андреева и ростовского скульптора Маши Богораз «Метрономикон». Так называется параллельный, постапокалиптический мир, который придумал Алексей Андреев. Истории о нем легли в основу сборников рассказов, подкастов и аудиоспектаклей.