Для юных танцоров организовали конкурс в рамках фестиваля балета
17 мая в Ростове начнется V Международный фестиваль балета им. Ольги Спесивцевой. Организаторы впервые запланировали юношеский хореографический конкурс для начинающих артистов.
Мероприятие рассчитано на детей и молодежь в возрасте 6–20 лет. Выступят прошедшие отбор «любители» и «профессионалы». В первом случае речь идет о солистах, дуэтах и коллективах из школ, непрофильных средних и высших учебных заведений. Их программу можно будет увидеть в концертном зале Ростовского колледжа искусств. «Профессионалы» — это те, кто учится балету или уже получил хореографическое образование. Ребята выйдут на сцену Ростовского музыкального театра 20 мая.
Заведующий хореографическим отделением Ростовского колледжа искусств Анатолий Стрижак рассказал корреспонденту N, что в профессиональной части программы выступят учащиеся хореографического отделения Ростовского колледжа искусств и Краснодарского хореографического училища.
Критерии оценок — такие же, как у взрослых конкурсов. Для победы нужно продемонстрировать высокое исполнительское мастерство и артистизм. Кроме того, жюри примут во внимание выразительность, оригинальность, драматургию, сценическую культуру и прочее.
Исполнители могут представить работы в разных жанрах. В конкурсе будут и классический балет, и номера в различных стилях современной хореографии. Один из них так и называется — модерн. Этот естественный, без специфических театральных условностей танец возник в начале XX века. Основоположница Айседора Дункан видела в нем «обновленную античность». Согласно положению о конкурсе, жюри готово рассмотреть также джазовый танец. Для этого жанра хореографии, как и для одноименного музыкального направления, главные черты — импровизация и импульсивность. Возможно, кто-то готовит контемпорари — яркий стиль, хорошо известный по телевизионным танцевальным шоу. Разумеется, это далеко не полный перечень, программа намного шире.
По словам Анатолия Стрижака, в колледже поставили танец «Гейша». Это неоклассика. Учащиеся колледжа репетируют также номера в жанре свободной пластики и классической хореографии. Это, например, эпизоды из «Пахиты» и «Корсара» (вариация Медоры).
Конечно, каждый артист мечтает получить Гран-при, стать лауреатом. Но даже те, кто останется без наград, по итогам участия в конкурсе получат новые возможности для профессионального роста. И артистам, и зрителям нередко судейские решения кажутся спорными. Их можно обсудить.
— Если у кого-то возникают вопросы, их можно задать жюри после конкурса, — говорит Анатолий Стрижак. — Очень часто так и происходит. Конкурсанты, родители и педагоги обращаются к жюри. Профессиональные комментарии помогают разобраться, над чем нужно поработать, что улучшить, чтобы был прогресс.
Как сказано в положении о конкурсе, одна из его задач «создание условий для выявления активных и одаренных детей и молодежи с целью дальнейшего их привлечения к различным проектам и программам».
Стоит отметить, что ребята с хореографического отделения колледжа искусств нередко работают вместе со взрослыми коллегами. Их задействуют в праздничных концертах и спектаклях. Юные ростовские артисты балета регулярно участвуют в постановках Ростовского музыкального театра.
Справка
Фестиваль назван в честь русской балерины Ольги Спесивцевой — по мнению критики, одной из лучших исполнительниц роли Жизели. Она родилась в Ростове в 1895 году. Окончила Санкт-Петербургское театральное училище. Дебютировала на сцене Мариинского театра в балете «Раймонда». В 1918 году стала ведущей танцовщицей, а в 1920-м — примой Мариинского театра. В 1923-м эмигрировала во Францию. В 1924-1932 гг. выступала в парижской Гранд-опера как ведущая приглашенная балерина. Ростовский фестиваль ее имени впервые провели в 2018 году по инициативе Ивана Кузнецова, главного балетмейстера Ростовского музыкального театра. В 2024 году зрителям представят «Лебединое озеро», «Коппелию», «Призрачный бал». В дни фестиваля в театре состоится премьера балета «Шехеразада» Римского-Корсакова в постановке Ивана Кузнецова. Полная программа есть на сайте и в соцсетях театра.