«Чтобы крылья выросли — это на весь школьный возраст дать простор, разнообразие впечатлений...»
Кандидат психологических наук в свободное время шьет исторические костюмы для реконструкторов по старинным образцам и нижнее белье по индивидуальным меркам. В среде любителей исторической реконструкции Юлия Маслова больше известна как Вьюга или Юльча, а ее работы можно увидеть на тематических фестивалях в разных уголках России и даже в музеях. Она рассказала N о тонкостях своего хобби.
N: — Вы — портной? Швея?
Ю.М.: — Портной, потому что на мне изготовление одежды полностью — и эскиз, и конструкция, и раскрой, и пошив.
N: — Какое направление любимое?
Ю.М.: — Исторический костюм. Это всегда поиск, эксперимент. Даже когда тяжело. Даже когда громко возмущаюсь многометровостью ручных швов и капризностью ткани. Даже когда две-три версии недостаточно похожи на источник, и переделываешь еще раз. Я это люблю, как ни странно.
N: — А как родственники, друзья относятся к такому увлечению?
Ю.М.: — Родственники долго возмущались, сейчас даже сдержанно одобряют. А друзья сами такие же увлеченные!
N: — Чем вы занимаетесь помимо шитья?
Ю.М.: — По образованию я психолог. Целый кандидат наук. Долгое время работала в образовании. Но и там приходилось не раз браться за иголку. Когда я работала в школе-интернате для неслышащих учащихся Ставрополя, каждое лето педсостав ремонтировал школу. Здание старой гимназии требовало постоянного ухода. А меня снимали с покрасочных и штукатурных задач, чтобы я шила шторы, покрывала и прочие пододеяльники. Сейчас основная работа строго отделена от хобби, и они не пересекаются.
N: — Используете ли вы импортные ткани, фурнитуру, оборудование? Есть ли сейчас сложности?
Ю.М.: — Японские машинки, китайские кружева, ткани белорусские, индийские и итальянские... Вот с узбекским бархатом не довелось пока поработать, а было бы здорово. Сейчас выраженных сложностей не отмечаю, уходит одно — открывается другое. Но я отлично понимаю, что это потому, что сотрудники тканевых и фурнитурных магазинов приложили усилия и нашли средства, чтобы найти, привезти, наладить. Спасибо им. Предпочтение отдаю не российским и не иностранным производителям, а тем, кто сделал вещь должного качества. Разве что иглы для ручного пошива люблю отечественные. За отменное качество.
N: — Сколько люди готовы потратить на костюм для фестиваля? А сколько может стоить бюстгальтер по индивидуальному заказу?
Ю.М.: — Реконструкторы готовы вкладываться в свои комплекты, но стоимость очень зависит «от времени и племени», то есть временного промежутка и народа, который реконструируется, от знатности комплекта — костюм правителя или крестьянина, от степени приближения к образцу — кому-то достаточно, чтобы не было видно машинных швов, а кто-то просит сшить вещь вручную из ткани ручного ткачества, ручного крашения историчным красителем, из спряденных вручную нитей. И заказ может быть очень разным по объему: один чепец, или одни брэ (нижние штаны средневековой Европы), или полный комплект от корсета до верхней одежды. Разброс очень большой. То же самое и с бюстгальтерами. Кроме одной детали: бюстгальтер индивидуального пошива будет гарантированно дороже, чем отшитый серийно.
N: — Ваши работы отметились на многих мероприятиях. А какие самые памятные и любимые?
Ю.М.: — Мероприятия — Русборг и Каяльские чтения. А работы — те, которые активно носятся и радуют. Значит, я действительно справилась хорошо. Сшила несколько лет назад костюм ландскнехта, стилизацию для ролевок типа Вархаммера. Заказчик поблагодарил, написал отзыв... А в конце прошлого сезона снова пришел благодарить. За то, что на всероссийской игре, среди целого отряда ландскнехтов, в этом костюме его систематически за командира принимали.
N: — Как появилась «Мастерская Вьюги»? Планируется ли превратить ее в бизнес?
Ю.М.: — Название и группа в соцсетях появились больше семи лет назад. Не было никакой особенной идеи. Были просто друзья и знакомые, чаще всего реконструкторы и ролевики, были их нестандартные запросы, которые не могли удовлетворить в классических ателье, и были мои навыки и опыт, которые как раз подходили к нестандартным запросам. Однажды, в попытке сделать «как положено», завела группу, назвала по своему нику, получилось то, что получилось. Превращать в бизнес — бросать все на получение дохода — не хочу и не стану. Я вижу, какими путями эта доходность достигается, не надо.
N: — Какие вложения требуются для открытия портняжного дела? Есть ли шанс на господдержку?
Ю.М.: — У меня главные инструменты — голова, глаза и руки. На них господдержка не распространяется. Но на волне импортозамещения, думаю, небольшие мастерские могут расширить свою нишу и уверенно себя чувствовать.
N: — Есть ли молодые специалисты вашего профиля в Ростове? Можно ли как-то замотивировать выпускников школ учиться шить, плотничать, осваивать ремесла?
Ю.М.: — Я не беру подмастерьев. Просто не представляю себе, как при моей специфике передать сотруднику часть операций. Большая часть работ мастерской — средневековая историческая одежда, а это значит, кроить и шить вообще не так, как научили в колледже или вузе. Другой порядок соединения деталей, другая обработка, про конфигурацию выкроек и говорить нечего. И всегда поиск. Старательная швея, натасканная на те или иные операции, не справится. А увлеченный портной найдет свой путь, не совпадающий с моим.
«Замотивировать», да еще и выпускников школ, — это пинок. А эти подростки и так всю жизнь на пинках, на чужом рулеже, они попросту не успели понять, чего ж они сами хотят-то. А чтобы крылья выросли — это на весь школьный возраст дать простор, разнообразие впечатлений, некоторую долю вызовов, трудностей и опасностей, подгадать компанию приятелей, которая б одобряла нужный спектр поступков... И накрепко заткнуться насчет «не сдашь, не поступишь, будешь дворником». Пространство, встречный ветер и крылья не ломать. Даже если тщательно воспитываемый в сторону плотницкого или автомобильного дела потомок тянется к кисти или половнику.
N: — Сколько должен зарабатывать портной, чтобы заниматься только любимым делом?
Ю.М.: — Так ведь запросы у людей разные. Мне кажется, по своему опыту и опыту других мастеров, что на треть больше, чем нужно на комфортное житье, чтобы запас образовывался, и отлично.