Зернотрейдер ищет, где глубже
Крупнейший региональный продавец зерна — торговый дом «РИФ» начал отгружать продукцию в двух глубоководных портах и готовится начать работу с линейными элеваторами в черноземных районах. Работа с ними позволит трейдеру оптимизировать затраты и по мере накопления больших объемов продукции отправлять ее в порт по железной дороге, а затем стыковать подход вагонов и постановку судов. По оценкам аналитиков, «РИФ» по итогам сельхозгода стал крупнейшим экспортером зерна в стране; кроме того, компания увеличила годовой оборот на 45% — до 16 млрд руб.
По словам директора «РИФа» Вадима Саркисова, в 2015 году в планах компании — экспортировать 2,5–3 млн тонн зерна. Отгрузка в 2014 году составила 2,2 млн тонн. Фото из архива N. Работа с линейными элеваторами позволит трейдеру оптимизировать затраты и по мере накопления больших объемов продукции отправлять ее в порт по железной дороге, а затем стыковать подход вагонов и постановку судов. По оценкам аналитиков, «РИФ» по итогам сельхозгода стал крупнейшим экспортером в стране; кроме того, компания увеличила годовой оборот на 45% — до 16 млрд руб.
Зернотрейдер ООО «ТД “РИФ”», сотрудничающий с азовским элеватором «Промэкпедиция», начал работать в глубоководном порту Новороссийска, а также в порту Кавказ. В компании также ведут переговоры о сотрудничестве с линейными элеваторами в черноземных зонах Ростовской и Волгоградской областей, рассказал N директор компании Вадим Саркисов.
Линейные элеваторы ориентированы на накопление привезенной автотранспортом продукции и ее дальнейшую отгрузку в железнодорожные вагоны.
— С начала года мы отгрузили 1,8 млн тонн зерна, примерно 50% — из глубоководных портов, — рассказывает г-н Саркисов. — Мы планируем наращивать этот показатель. Думаю, к середине следующего года отгрузка через глубоководные порты составит 60–70% всего экспорта компании. Для обеспечения крупных объемов товара мы начали работу по привлечению линейных элеваторов в черноземной зоне России — для накапливания и отправки зерна в порты отгрузки. Сейчас ведем переговоры.
Ранее Вадим Саркисов говорил N, что работа в глубоководном порту открывает перед зернотрейдером принципиально новые возможности. «Здесь грузятся теплоходы от 40 тыс. тонн, разнятся и мощности погрузки. В Азове мы грузим лодки на 3–5 тыс. тонн. В то же время меняется товарная логистика: поставка сельхозпродукции в глубоководные портовые терминалы ж.-д. транспортом — это дополнительный риск», — заявлял он в конце прошлого года.
По словам гендиректора зернотрейдера «Белый двор» Артема Екушевского, сегодня работа с линейными элеваторами выглядит как вполне логичный шаг:
— Портовые емкости ограничены, а линейный элеватор позволяет накапливать большие объемы зерна и отправлять его в ж.-д. вагонах с ориентацией на постановку определенного судна. Это, естественно, оптимизирует затраты.
Артем Екушевский объясняет, что до определенного времени тарифы на ж.-д. перевозки были слишком высоки — более выгодными оказывались услуги автотранспортных компаний. Но сейчас ситуация с ценами изменилась, а машины ездят менее загруженные, чем раньше, поскольку ужесточились требования и контроль за перегрузом.
— Теперь машины, которые раньше перевозили по 35–40 тонн, возят всего 22–23 тонны. Соответственно, стоимость их услуг выросла, — объясняет он.
По словам собеседника N, в его компании тоже рассматривают варианты работы с линейными терминалами и уже взяли в аренду Мальчевский элеватор в Миллеровском районе Ростовской области.
— Стыковать подход вагонов и постановку судна проще, чем выстраивать в порту очередь из зерновозов, — отмечает г-н Екушевский.
Директор компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко согласен с тем, что работа с линейными элеваторами — закономерный шаг.
— Это всегда логично, когда нужно улучшить сеть поставщиков зерна и диверсифицировать свою деятельность, но хлопотно. Риски есть, если не контролировать элеваторы, — считает он.
По данным аналитиков «ПроЗерно», в 2014–2015 сельхозгоду «РИФ» стал крупнейшим экспортером зерна в России, отобрав пальму первенства у «дочки» Glencore — Междунарожной зерновой компании (МЗК). Объем экспорта ростовского трейдера составил 2,551 млн тонн, что на 13 тонн больше, чем у МЗК. На долю каждой из компаний приходится по 8,5% в общем объеме.
Из данных финансовой отчетности «РИФа», опубликованных системой «СПАРК-Интерфакс», следует, что в 2014 году экспортер также существенно — на 45% — нарастил выручку, доведя ее до 16 млрд руб.
Г-н Петриченко затруднился назвать причины столь активного роста.
— Это вопрос к «РИФу». Компания малопрозрачна, и как им удается покупать зерно выше рынка, мне неизвестно, — отметил он.
В интервью N в конце 2014 года Вадим Саркисов говорил, что компания кредитуется в крупнейших российских банках в рублях и долларах, не называя при этом конкретных кредиторов.
Артем Еушевский в качестве вероятных причин интенсивного роста трейдера называет доступ к ресурсам и грамотно выстроенную линию продаж:
— Почти все экспортеры из числа крупнейших — иностранные: и МЗК — «дочка» Glencore, и Bunge, и Cargill. А иностранцы в последнее время сбавили темпы инвестирования в Россию и привлечения средств. При этом указанные трейдеры сильно зависят от западного финансирования, а иностранные банки сейчас не слишком активно заключают новые договоры и, вероятно, урезают лимиты.
По словам директора «РИФа», ведущего отчет по календарному году, в 2015 году в планах компании — экспортировать 2,5–3 млн тонн зерна. Отгрузка в 2014 году составила 2,2 млн тонн.